«Море» — судостроительный завод в Крыму на восточном побережье феодосийского залива. Основная продукция — суда на подводных крыльях исуда на воздушной подушке различного назначения. От разъезда «107 км» на железнодорожной линии Джанкой -Владиславовка-Феодосия до завода была проложена одноколейная железнодорожная ветка (в настоящее время железнодорожное полотно разобрано).
Одновременно со строительством завода началось строительство рабочего поселка «Южная точка», переименованного в 1952 году в Приморский.
История деятельности
5 октября 1938 года вышло постановление правительства СССР о создании судостроительного завода «Южная точка» восточнее Феодосии.
В 1938 году возле небольших сёл Дальние Камыши и Хафуз началось строительство судостроительного завода и рабочего посёлка под названиемЮжная Точка. Сегодня этот завод носит название Феодосийское ПО «Море». В Великую Отечественную войну завод был полностью разрушен. Практически сразу после освобождения Феодосии от фашистов началось восстановление завода. Окончательно основной профиль завода — производство скоростных кораблей и судов из лёгких сплавов, — был определён в 1947 году.
Позднее завод становится основным производителем судов на подводных крыльях (СПК). В 1970 году начинается новый этап истории деятельности завода — на заводе «Море» начинается строительство кораблей на воздушной подушке (КВП).
История военного судостроения
В 40−50-е годы завод построил более 200 торпедных катеров «Комсомолец».
В 1956 году на заводе построен торпедный катер на подводных крыльях (КПК) «проект 184», водоизмещением 34 т, развивавший скорость 63 узла (116 км/ч). В 1960 годупостроены два торпедных катера на подводных крыльях «проект 125». Катера имели водоизмещение 56 т, скорость 56 узлов, вооружение: два торпедных аппарата, две артустановки калибра 23 мм и два бомбосбрасывателя.
В 1963−1966 годах на ФСК «Море» строился быстроходный сторожевой пограничный катер «проект 125А». При водоизмещении 64,7 т. он развивал скорость 55 узлов. С 1969 года по сегодняшний день строятся патрульно-полицейские катера проекта 1400 «Гриф».
В 70−80-е годы строились пограничные КПК «Антарес». Полное водоизмещение 220 т, максимальная скорость 60 узлов, крейсерская — 50 узлов. Вооружение — 1 орудие калибром 76 мм, 1 калибром 30 мм и два торпедных аппарата. Дальность хода при скорости 50 узлов — 410 миль.
С 80-х годов строятся малые противолодочные КПК «Сокол». Полное водоизмещение — 500 т, максимальная скорость — 60 узлов, крейсерская — 50−55 узлов. Вооружение — 1 орудие калибром 76 мм, 1 калибром 30 мм, зенитный комплекс «Игла-1» и два торпедных аппарата. Дальность хода — до 1200 миль.
С середины 80-х годов строятся десантные КВП амфибийного типа «Зубр». Водоизмещение — 550 т, скорость полная — 60 узлов. Вооружение — 2 артустановки калибром 30 мм модели АК-630М, 2 ракетные пусковые установки калибром 140 мм модели МС-227, 2 переносные ракетные установки «Игла». «Зубр» берет на борт 150 т груза или 500 человек десанта.
В 70−1980-е годы ПО «Море» выпускались десантно-штурмовые КВП «Скат», десантные КВП «Омар» и «Кальмар», ракетно-артиллерийские КВП «Касатка» и тральщик на ВП.
За период времени с 2000−2002 год компания выполнила заказ ВМФ Греции на изготовление МД КВП «Зубр».
В конце 2003 года заложен в стапель быстроходный патрульный катер проекта «Гриф-Т», который был поставлен заказчику в 2004 году.
История гражданского судостроения
С 1959 по 1976 год на ФСК «Море» строятся пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета» водоизмещением 27,09 т, пассажировместимостью 58 чел., скорость — 31узел (58 км/ч). Всего было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.
В 1965−1980 годах строятся морские СПК «Комета» водоизмещением 80 т. Пассажировместимость — 118 чел., скорость — 33 узла (60 км/ч). Всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.
В 1976 году на смену «Ракете» пришел речной СПК «Восход-2», пассажировместимость 71 чел., скорость 32 узла (60 км/ч). Всего с 1976по 1992 год было построено 156 теплоходов «Восход-2». С 1992 по 2002 год строились морские СПК «Восход-2М».
СПК "Еврофойл" - модификация морского-речного СПК "Восход". Одновинтовое однопалубное пассажирское судно на подводных крыльях с кормовым расположением энергетической установки и носовым подруливающим устройством. Судно предназначено для эксплуатации на каналах, реках и озёрах в светлое время суток в районах с умеренным климатом.
В 1986 году был спущен на воду морской газотурбоход на ПК «Циклон». Водоизмещение 142 т, пассажировместимость 250 чел., на двух палубах. Скорость максимальная — 42 узла, дальность плавания — 300 миль.
В 90-х годах строились морские СПК «Олимпия», предназначенные для скоростных пассажирских перевозок, в том числе и в темное время суток. Пассажировместимость 250 чел. Водоизмещение — 135 т, скорость — 37 узлов (69 км/ч), дальность плавания — 300 миль.
Современность
На ПО «Море» применяются новейшие технологии, многие из которых были заимствованы из авиастроительной промышленности. Также ФСК «Море» успешно сотрудничает с судостроительными фирмами различных государств мира по изготовлению устройств морской тематики.
С 1994 года строятся универсальные катера с водометным движителем «Калкан». Водоизмещение катера — 7 т, скорость — 25−28 узлов, дальность хода — около 500 км. «Калкан» имеет осадку всего 0,6 м и предназначен для службы на реках, озерах и прибрежной части морей. Катер строится в различных модификациях.
В 1999 году по технологической документации и при техническом содействии ФСК «Море» на заводе «Башон» (г. Хошимин, СРВ) был построен быстроходный катер экологического контроля VIT 2500. Катер имеет полное водоизмещение — 38,1 т, скорость хода — 38 узлов (74 км/ч), дальность плавания — 500 миль.
В 2000 году сдан заказчику головной многоцелевой быстроходный катер проекта «Кафа 2400». Водоизмещение катера — 35 т., скорость — 32 узла. Одной из последних разработок является катер из стеклопластика с воздушной каверной «Катран», скорость хода — 38 узлов, пассажировместимость — 3−5 человек, дальность плавания — 250 миль.
В 2001 году по проекту известной компании «MTD», г. Санкт-Петербург был построен многоцелевой водометный катер «Кафа-1350». В 2002 годуналажено серийное производство быстроходных катеров проекта конструктора В. И. Нелипы «Крым-6М» и его модификаций.
В 2002 году сданы заказчику СПК проекта «Восход» и его модификации.
Начата разработка проекта и подготовка производства нового скоростного пассажирского катамарана " Суперфойл-301", спроектированного полностью из коррозионно-стойкого алюминиево-магниевого сплава, с остроскулыми корпусами, снабженного запатентованной системой носовых подводных крыльев и транцевых интерцепторов, с дизельной энергетической установкой и водометным пропульсивным комплексом.
В 2009 году подписан контракт[1] на сотни миллионов долларов на поставку в КНР КВП амфибийного типа «Зубр».
|