А
Аарон Старший га-Рофе бен Иосеф (1260—1320) — великий караимский учёный, философ-богослов, экзегет, законовед, писатель, литургический поэт и врач.
Абкович, Ананий Авраамович — старший газзан кенасса в Тракае.
Абкович Рафаэль Авраамович (16 марта 1896, Тракай — 12 сентября 1992, Вроцлав) — последний польский газзан, основатель Вроцлавской кенассы, внук Анания Авраамовича.
Абрагъамович Зэхарйа Йицхак (9 марта 1878, село Ланы Галичского района Ивано-Франковской области – 5 мая 1903, село Залуква) — караимский поэт.
Авраам Сефарди — пайтан (литургический поэт), 5 пиутов которого к праздничным молитвам вошло в караимский молитвенник.
Ага Вениамин бен-Самуил — глава крымских караимов в конце 18 и начале 19 вв.
Адония Кирици бен Элия — переписал в 1424 рукопись караимского сочинения «Ган Эден» («Райский сад») Ахарона бен Элияху, на которой сохранилась записка-соглашение членов караимской общины Кафы о запрете выноса этой рукописи из караимской кенассы (синагоги). Соглашение скреплено несколькими подписями, в том числе некоего Эмина, управляющего местным монетным двором.
Алар Минаше — лихой атаман Запорожской Сечи.
Арабаджи — олигарх был председателем купеческой гильдии в Москве.
Арабаджи Н. — московский архитектор.
Б
Бобович Борис — эколог.
Бабович Сима Соломонович (Хаджи-ага Сима Бабович; 1790—1855) — известный караимский общественный деятель, филантроп и меценат. В 1820-е – городской голова Евпатории (известны воспоминания о том, как в 1825 он принимал в Евпатории Адама Мицкевича). В Евпатории Александр I останавливался в его доме (1824). В 1837 или 1839 был утверждён первым крымским гахамом – высшим духовным лицом караимов.
Бакши Ральф — президент Гильдии американских аниматоров.
Баскаков Николай Александрович — тюрколог, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук (1950), профессор (1969), автор 640 научных работ, в том числе 32 книг.
Безикович, Абрам Самойлович — русский математик.
Бермондт-Авалов Павел Рафаилович (князь Авалишвили) — русский офицер, генерал-майор (1918), представитель прогерманского течения в белом движении в Прибалтике.
Бим и Бом — корифеи клоунады.
Бронсон Чарльз (3 ноября 1921– 30 августа 2003) — американский киноактёр, популярный исполнитель «брутальных» ролей в боевиках.
В 1943 был призван в вооружённые силы и служил в авиации стрелком на Б-29.
После войны решил стать актёром, полагая, что это приведет его к богатству. Окончил Pasadena Playhouse. Был шахтером, разнорабочим; снимался в небольших ролях на ТВ. С 1950 года актер начал работать в кино, причем в первых 12 фильмах – под своей настоящей фамилией. Во время маккартистской «охоты на ведьм» сменил литовскую фамилию на англо-саксонскую Бронсон. Чарльз Бронсон был женат на актрисе Джил Айленд, умершей в мае 1990.
Бурче Федор — укоренил кремацию в России.
В
Вениамин бен-Илия — караимский путешественник, родом из Крыма, жил во второй половине 18 в.
Воронина (Арабаджи) Нина — автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке.
Г
Габай Самуил и Капон Авраам — купцы, переехали в Москву, и занялись торговлей табаком и другими курительными изделиями, а затем открыл вместе с Абрамом Зурной фабрику «Товарищество табачной фабрики С. Габай», ныне «Ява». По словам Бориса Дубровина, потомка бывших хозяев «Явы», сын Самуила Габая Иосиф, дядя его деда, и после 1917 трудился директором на своей фабрике, национализированной государством, а дед Дубровина Семен Джигит работал на «Яве» главным бухгалтером.
Гаммал И. — полный кавалером, заслужив все 4 солдатских и офицерский георгиевский крест.
Гелелович Арон Моисеевич — караимский благотворитель, состоял членом караимского национального совета при гахаме С. М. Пампулове, Потомственный Почётный Гражданин Евпатории.
Гелелович Гелел Моисеевич — караимский благотворитель.
Гереи — династия, правившая Крымским ханством с 15 в. Первым ханом из этой династии был Хаджи-Гирей. Происхождение его неизвестно и вызывает много догадок. Обстоятельства, при которых Хаджи-Гирею удалось завладеть престолом, неизвестны. Историки свидетельствуют о двукратном появлении его на политическом поприще: около 1428 и затем в 1443, когда он, будто бы, был возведен на престол крымскими татарами после хана, не оставившего потомства.
Но ясно, что Герей этимологически связано с карай (караим). Это объясняют такой легендой: отца Хаджи Герая, ещё до того, как его сын стал ханом, во время пребывания в Литве спас один из тамошних караимов, выходцев из Крыма. Став главой государства, первый крымский хан добавил к своему титулу приставку "герай" (карай) в память о спасении отца. Скорее всего, на самом деле Гереи просто караимы по нации.
Гумуш, Давид Маркович (1899–1980) — караимский просветитель, выпускник АКДУ.
Гумуш Соломон Иосифович — старожил Ялты и последний газзан местной кенасса в течение более 40 лет.
Д
Дамир А. М. — московский профессор-терапевт.
Джанике (ум. в 1437) — дочь Тохтамыша от Тогайбека – была дочерью Хаджи-бека "Хана Киркельского", т.е. родиной Джанике был Кырк Йер.
Джигит И. — спас в Крыму Екатерину Великую, после чего все русские цари личную охрану набирали только из караимов.
Джигит Илья Семенович — стоял у истоков отечественного звукового кино, а затем и телевидения.
Дубинский Яков Абрамович — потомственный смотритель крепости Кырк-Ер, проживший там 40 лет, краевед, основатель музея пещерных городов Историко- Археологического музея Юго-Западного Крыма.
Дуван Исаак Эзрович (Дуван-Торцов) — выдающийся актёр и режиссёр, крупный театральный деятель.
Дуван Семён Эзрович — городской голова Евпатории (c 1906 года почти до самой революции), один из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии, филантроп.
Дуван Яков Вениаминович (1842–1901) — караимский учёный и педагог, внук первого учителя И. И. Казаса Авраама «Абен-Яшара» Луцкого. Дуван служил меламмедом (учителем) в Одессе в годы, когда там жил и работал И. И. Казас; в 1868 он переехал в Санкт-Петербург. Дуван – автор первого караимского катехизиса с русским переводом «Эзод дат га-Караим» («Основы караимского закона»).
Е
Ельяшевич Борис Саадьевич (Берахья-Эзриэль бен Саадья Эльяшевич) — караимский газзан в Евпаторийской кенассе (1920–1929), всю жизнь посвятивший беззаветному служению во благо караимов.
Ельяшевич Михаил Александрович () – советский и белорусский физик. Академик Национальной академии наук Беларуси (1956), доктор физико-математических наук (1945), профессор (1948). Заслуженный деятель науки БССР (1978).
Ельяшевич Сима Саадьевич (1881–1971) — художник; окончил Строгановское художественное училище. В 1912 издал книгу «Два завета». В 1918–1921 был заведующим национальной библиотеки «Карай-Битиклиги», участник общенационального съезда 1917 в г. Евпатории (снят на общем фото, где сняты газзаны, в том числе и Борис Саадьевич). Вместе с женой собирал и устроил 200 беспризорных детей в различные учреждения. Одного из них – Михаила Никулина усыновил; он был призван и погиб в Отечественной войне. Подробная биография написана Б. С. Ельяшевичем в его книге. Сима Саадьевич работал преподавателем рисования в ф-ле библиотеки им. Некрасова в Сокольниках в конце 1920-30 в «Лесной школе».
Ефетов Владимир Михайлович — украинский учёный, хирург-онколог, профессор, Заслуженный врач и заслуженный деятель науки и техники Украины и Крыма, Почётный гражданин Автономной Республики Крым.
Ефетов Константин Александрович — биолог и биохимик, заслуженный деятель науки и техники Украины, профессор, заведующий кафедрой биохимии и лабораторией биотехнологии Крымского государственного медицинского университета им. С. И. Георгиевского.
Ефетов Марк Симович (Марк Семенович Ефетов, Марк Е., Симович М.; 8 декабря 1907, Одесса – 1996) — русский советский писатель. Окончил Ришельевскую гимназию. В 1920-х уехал на Дальний Восток, работал на стройках Комсомольска-на-Амуре. С конца 20-х работал в редакции газеты «Гудок». Награжден медалями. Лауреат конкурсов на лучшую книгу для детей (1950, 1957). Чл. Союза писателей СССР (1942).
Ефетова-Габай Лидия Александровна – детский врач, председатель Совета старейшин крымских караимов. Большой знаток истории, традиций и культуры своего народа.
Ефетовы — многочисленная врачебная династия. Основатель династии – известный в Крыму врач-терапевт М.С. Ефетов (1887–1967) заведовал отделением областной больницы, преподавал в медицинском институте. В.М. Ефетов – доктор медицинских наук, профессор и заведующий основанной им кафедры онкологии Крымского медицинского института. В семье Ефетовых – 9 врачей: 2 доктора наук, 2 кандидата, 2 заслуженных врача Украины. Известен также профессор К.А. Ефетов – энтомолог, открывший 15 новых видов насекомых, автор замечательной книги «Бабочки Крыма».
И
Иванова-Казас Ольга Михайловна — профессор-эмбриолог в Санкт-Петербурге.
Исаак Челеби бей Синан (XVII) — эммин (начальник монетного двора), член Ханского Дивана, хранитель головного убора хана. Сын чиновника Муса Челеби.
К
Казас Борис Ильич — врач-универсал, гуманист, общественный деятель.
Казас Илья Ильич — выдающийся караимский просветитель, педагог и поэт.
Казас Михаил Маркович (1896—?) — советский разведчик.
Казас Михаил Моисеевич (1889—1918) — племянник И. И. Казаса, художник, живописец, график, родился в Севастополе, погиб во время революции.
Казас Михаил Михайлович — бывший председатель Московского культурно-просветительского общества караимов, член-корреспондент РАЕН
Кальфа Алексей Исаакович — известный врач, депутат городского Совета (г. Евпатория).
Кальфа Исаак Абрамович — известный врач (Евпатория).
Кальфа С. (1893–1979) — офтальмолог, профессор.
Катык Абрам Ильич — выдающийся производственный организатор и коммерсант, пользовался известностью не только в России, но и в Западной Европе; выдающийся деятель Московской караимской общины.
Катык Арон Ильич (Сарибан-Катык) — выдающийся караимский писатель, педагог и общественный деятель, первый газзан (священник) с высшим образованием.
Кефели Аврагъам (Алексей) — композитор, газзан кенассы в Ашдоде.
Кефели Алексей (Аланкасар) — молодой киевский композитор, подготовил сборник караимских религиозных и светских мелодий.
Кефели Валентин Ильич — директор (1989–1996) Института почвоведения и фотосинтеза Российской Академии наук, Председатель (1988–1996) Совета директоров Пущинo, Пущинского научного центра РАН, Московская область.
Кефели Игорь Фёдорович (р. 18 ноября 1945) — специалист в области социологии философии, культурологии, философии науки и техники, доктор философских наук, профессор.
Кефели Иосиф Моисеевич — старший газзан одесской кенассы в 1914.
Кефели Сима Иосифович (1821–1904) — выдающийся городской и караимский общественный деятель в Севастополе, занимал должность гласного думы (1854–1897), много раз избирался заместителем городского головы, нередко исполнял должность самого городского головы.
Кефели Хаджи — генерал, как и в Я.И.Кефали после революции – в эмиграции.
Кефели Эфраим Яковлевич —шамаш одесской кенассы в 1914.
Кефели Юсуп Моисеевич (1842–1927) — старший газзан одесской кенассы.
Кефели Яков Иосиф (1876–1962) — военный врач, генерал, участвовал в Русско-Японской войны. Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока – распущен в 1923) в период гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе. В Париже Я. Кефели возглавлял собрание офицеров флота, участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории Российского флота, медицине, об октябрьском перевороте и др.
Кобецкий Симон (1855-1933) — родоначальник светской караимской литературы.
Кобяцкайте Галина — литовский дипломат.
Коген Соломон — состоятельный киевский караим, владелец табачной фабрики в конце 19 в. оплатил строительство молитвенного дома караимов - кенасы (архитектор Владислав Городецкий).
Коджак Азарий Юфудович — российский художник-график.
Козыровичюс Ромуальдас — литовский дипломат.
Кокенай Борис Яковлевич — исследователь истории и культуры караимов, собиратель предметов старины.
Крым Самуил Авраамович — видный караимский общественный деятель, педагог.
Кукизов Давид бен Мордехай (1777–1855) — автор теологического труда «Цемах Давид» («Росток Давида»), оппонент И. Ш. Луцкого, см.
Кукизов Мордехай бен Нисан — в 1699 написал 2 сочинения о караимстве, одно из которых было ответом на вопросы Карла XII Шведского. Родственник Мордехая, плодовитый писатель Иосеф бен Шмуэль ха-Машбир, стал хахамом Галича, положив начало караимской династии хахамов Галиции.
Кумыш Марина — олимпийская чемпионка Сеула, волейболистка.
Кутайсова В.А. — кандидат исторических наук, заведующий отделом античной и скифской археологии Крымского филиала Института археологии национальной Академии наук Украины. Автор более 80 работ, в т.ч. об городском голове Евпатории Дуванове.
Кушуль Семита Исааковна — ведущий караимовед, собирательница материального и духовного наследия караимского народа, первый лауреат премии им. И. И. Казаса, присуждаемой крымским фондом культуры за выдающиеся заслуги в развитии культуры своего народа.
Л
Леви Юфуд — хозяин табачного магазина, «турецкоподданный», знакомый писателя И. Ильфа, послуживший прототипом Остапа Бендера.
Леви-Бабович Тобия Сима (1879–1956) — газзан в Севастополе в 1910–1930. После закрытия кенасс в СССР в 1934 стал главным газзаном в общине караимов Каира и выполнял свои обязанности вплоть до смерти в 1956. Он был одним из 3-х человек, которым было поручено написать историю крымских караимов. Бобович считал, что караимы являются потомками древних тюрков, из-за чего вступал в горячие споры с египетскими караимами-евреями. Сохранил древние караимские свитки.
Леонардов Аббатий Львович (р. 1923) — чемпион Украины по борьбе. Узник ГУЛАГа.
Луцкий Аврахам бен Иосеф Шломо (Ибн Яшар) — караимский законоучитель и поэт.
Луцкий, Симха Ицхак бен Моше — поселившийся в Чуфут-Кале (1750) автор «Орах цаддиким» («Путь праведных»), где излагается история караимства и дается обзор деятельности караимских ученых в различных странах; к трактату прилагается алфавитный перечень всех караимских сочинений.
Луцкий, Иосеф Шломо бен Моше — написал ряд галахических трудов, важнейшим из которых является комментарий к «Сефер ха-мивхар» Ахарона бен Иосефа ха-Рофэ (см.), опубликованный под названием «Тират кесеф» («Серебряный дворец», 1835).
М
Майкапар Самуил Моисеевич — известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель.
Малецкий Финеес Аронович — выдающийся учёный, учитель, настоятель и народный деятель литовских караимов.
Малиновский Родион Яковлевич — советский военачальник и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1944); с его именем связаны Ясско-Кишинёвская операция и освобождение Румынии. Дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии. В 1957–1967 министр обороны СССР, считается лучшим министром обороны.
Мангуби Марина Анатольевна (р. 1966, Москва) — американская художница караимского происхождения.
Мардкович Александр Маркович — писатель, поэт, популяризатор караимского языка и культуры.
Минаш Евгения Семёновна — художница, основатель женского союза художниц Франции, благотворительница.
Минаш Сима Исаакович — талантливый российский гражданский инженер, архитектор.
Моше бен Элияху ха-Леви Ирушалми — глава караимской общины Кафы, посетивший в 1654–55 Иерусалим с группой караимских и крымчакских паломников, оставил помимо описания своей поездки также ряд драшот по разным религиозным и галахическим вопросам: о молитве, о правилах соблюдения траура, о выполнении заповедей Торы, о благотворительности и т. д.
Н
Нейман Михаил Самойлович — советский учёный-физик, доктор технических наук, профессор.
О
Ормели Владимир Юрьевич — председатель Ассоциации крымских караимов "Крымкарайлар" с 2001. В 1971–73 начальник КФЛ УВД Крымоблисполкома.
П
Павлова Анна Павловна — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX в.
Пампулов Моисей Аронович — предводитель крымских караимов, поэт, гласный городской думы, в течение многих лет был городским головой Евпатории.
Пампулов Самуил Моисеевич — потомственный Почётный гражданин Севастополя, городской голова Евпатории, караимский гахам (светский и духовный глава караимов, избираемый пожизненно).
Пандул Е.Д. (1903–1972) — популярный актер крымско-татарского драматического театра, одновременно являлся художественным руководителем и режиссером драматического кружка при крымском объединении караимских общин в 20-е гг. После войны участвовал в актерской труппе Севастопольского театра Черноморского флота. Затем – режиссер-постановщик Драматического коллектива Ялтинского дома учителей. В его семье 3 кандидата наук: медицинских, географических и исторических.
Пастак И. (1894–1965) — агрохимик.
Пигит Илья (ум. в 1916) — один из бывших директоров фабрики Самуила Габая, см., в 1891 основал «Торговый дом табачной фабрики «Дукат». Завещал значительную часть заработанных на табаке денег на устройство неподалеку от Евпатории караимского «земельного рая» – сельскохозяйственной общины «Имдат-Пигит» («Помощь Пигита»), в которой беднейшие представители народа получили бы дома, земельные наделы и все необходимое для обустройства (не осуществлено из-за революции).
Полканов А.И. (1884–1971) — караимский деятель, историк-краевед.
Полканов Юрий Александрович – доктор геолого-минералогических наук, академик Академии Технологических наук Украины, лауреат гос. премии Украины в области науки и техники – известный караимовед.
Прик Ольга Яковлевна — тюрколог, исследователь караимского языка, кандидат педагогических наук (1953), доцент (1960).
С
Сарач Михаил Семёнович (1 сентября 1910 или 19 апреля 1909, Москва – 14 августа 2000, Париж) — юрист, предприниматель, караимский меценат, академик Российской Академии естественных наук, Почётный гражданин города Бахчисарая.
Сарач родился в богатой семье, однако после революции, в 1920, был вынужден эмигрировать вместе с родителями сначала в Турцию, а после через Югославию (где он окончил юнкерское училище) – во Францию (где он окончил школу монахов-иезуитов для эмигрантов из России, а позже – юридический факультет в Париже в 1936).
Вместе с большинством других французских караимов-эмигрантов перешёл в христианство. Работал адвокатом, затем стал предпринимателем. С началом Второй Мировой войны был призван во французскую армию, служил в звании унтер-офицера, после – бежал из плена, участвовал в движении сопротивления.
«Впервые московское караимское общество установило контакт [с М. Сарачем] в 1991 году по поводу издания газеты». В 1992 был создан фонд М. С. Сарача, который в 1994 г. приобрёл официальный юридический статус под названием "Центр культуры и развития караимов «Карайлар»". Сарач финансировал издание «Караимской народной энциклопедии» (из 10-ти томов вышло 6, издание было прекращено всвязи со смертью М. Сарача) и газеты «Караимские вести» (1994—2002). Его перу принадлежит ІІ-й том энциклопедии (Религия крымских караимов), а также множество публикаций о религии и истории караимов. Придерживался тюркской теории происхождения караимов. «В течение последних 5-7 лет он выделял на оказание помощи караимам Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и Крыма до 100 тыс. долларов в год».
Похоронен в Париже на кладбище в Булонском лесу. На караимском кладбище возле Чуфут-Кале установлен так называемый «Йолджы-таш».
Сарач Мордехай Симович (1845–1903) — караимский общественный деятель, долгие годы был габбаем (старостой) караимской общины Евпатории; состоял председателем Евпаторийского сиротского суда. В 1911 в Евпатории на его средства были построены аудитория им. А. С. Пушкина, предназначенная для чтения публичных лекций, а также здание городского театра им. А. С Пушкина.
Султанский Иосиф Исаакович (1851–1922) — караимский ученый и учитель, с ранней молодости занимавший должности меламеда и старшего газзана, причем последние 39 лет состоял на службе в киевской караимской общине.
Сын и ученик известного караимского ученого и педагога Исаака Марковича Султанского. Он хорошо знал родной и древнееврейский языки, богословие, а также произведения караимских и еврейских классиков. Кроме того, Султанский имел прекрасный голос – бас и музыкальный слух и отличался редким добродушием и располагающим характером благодаря чему пользовался среди караимов всеобщим уважением.
Научных трудов Султанский не оставил, но он оказал большое влияние на известных киевских табачных фабрикантов братьев Соломона и Моисея Ароновичей Когенов, и убедил их выделить средства на постройку кенассы, которая является одним из лучших художественно-архитектурных украшений Киева.
Синан-Челеби-бей-Ходжа — являлся чиновником высшего ранга и с 1500 служил последовательно ханам Менгли Гераю, Мехмед Гераю, Гази Гераю и Саадед Гераю. Высокие должности занимали и его сын Юсуф, а затем и все его потомство, вплоть до половины 18 в. верно служили ханам, имели охранный, в то время, титул ага и на протяжении свыше двухсот лет оказывали значительные услуги своим соплеменникам.
Султанский Исаак Мордехаевич (1824–1899) — выдающийся караимский учёный, учитель и проповедник. Его отец, Мордехай Султанский, см.
Около 60 лет Исаак Мордехаевич трудился на общественной службе в качестве учителя (меламмеда) и старшего газзана в Одессе, Евпатории, Севастополе, Симферополе и Бахчисарае. Выпускниками его мидраша особенно известны: - И.И.Синани (автор «Истории возникновения и развития караизма» в 2-х частях) - Т. С. Леви-Бабович (писатель) - Султанский, Иосиф Исаакович и другие.
Султанский основательно изучил караимскую еврейскую язык и литературу; он был известен как один из лучших митпаллелев (певчих) своего времени, владевший тенором и отлично знавшим мотивы крымских караимов. Он написал большое количество образцовых проповедей на караимском языке, но, к сожалению, все они погибли.
Султанский Мордехай бен Иосеф (1772–1862) — писал по теологии, истории и грамматике; одним из его учеников был Шломо бен Аврахам Бейм (1817–67), написал на рус. яз. несколько трактатов о караимах.
Схария (Захария) Скара — основатель секты жидовствующих. В 1470 в Новгород прибыли из Киева по торговым делам несколько иудеев, в том числе Схария (Скара), крымский уроженец, караим, влиятельный на родине среди своих единоверцев и человек по тогдашнему времени весьма образованный. Он хорошо знал Св. Писание не только Ветхого, но и Нового Завета; ему были известны даже творения отцов и учителей христианской церкви. В Новгороде торговля находилась под покровительством церкви; при храмах хранились товары, весы и меры. Это положило начало сближению еврейских купцов с новгородским духовенством. Сохранившееся в то время в Новгороде стригольничество в крайнем своём направлении пришло к отрицанию христианства и к признанию Единого Бога, которому сектанты молились, глядя на небо.
Отсюда недалеко уже было и до либерально-философского иудейства, каким были верования караимов. Одно летописное сказание даёт основание предполагать, что первыми последователями караимов, во главе которых стоял С., были духовные лица Новгорода, если не вполне разделявшие стригольническое учение, то в душе сочувствовавшие ему. Современные свидетельства относят сюда новгородских попов Дионисия и Алексия, отличавшихся умом и образованием. По известиям, помещённым у Татищева под 1491, Схария был казнён Иоанном III в Новгороде вместе с другими бунтовщиками против московского великого князя.
Т
Танатар И. (1880–1961) — геолог, профессор.
Тапсашар Марк Федорович (1872, Одесса – 1904, Порт Артур) — герой русско-японской войны. Выпускник юнкерского училища в Одессе. Поручик, штабс-капитан. В период осады Порт Артура командовал ротой. Геройски погиб в бою, известном в военной истории как контратака Тапсашара. Выбил противника из его же окопов и обратил в бегство. Отдавая дань подвигу, японское командование доложило о нем своему императору. По велению императора Японии шашка героя помещена в военный музей в Токио, а после войны передана в Россию. Имя Тапсашара запечатлено в народной караимской песне о Порт Артуре.
Тирияки Виктор Захарович — караимский газзан, исследователь караимского языка, религии и культуры, лауреат премии С. Э. Дувана, лидер караимской религиозной общины в Евпатории.
Тирияки родился в городе Евпатории; окончив строительный институт, он занялся изучением караимской религии, истории, литературы и языка. С 1991 возглавляет Евпаторийскую караимскую религиозную общину. По его инициативе был создан фонд восстановления Малой кенассы в Евпатории. В 1998–1999 руководил строительными работами по восстановлению памятника.
Автор нескольких публикаций о религии и истории крымских караимов, составитель сборника караимских легенд. Сборник легенд, составленный Тирияки и содержащий ряд весьма любопытный народных преданий, отличается большей аутентичностью.
Тонгур Вениамин Семёнович — известный биохимик, профессор.
Тонгур Сергей Вениаминович — русский артист драмы.
Троки Ицхак бен Аврахам (Ицхак бен Аврахам из Трок; р. в 1533, Тракай, Литва, – ум. в 1594, там же) — караимский ученый. Благодаря своей учености Троки снискал широкую известность среди караимов; знание польского и латыни позволило ему вести теологические диспуты с католическими, протестантскими и православными служителями веры. Результатом этих дискуссий стала его знаменитая апология иудаизма – полемический антихристианский трактат «Хиззук эмуна» («Укрепление веры»), написанный на иврите. Троки не успел завершить свой труд.
Аргументированная защита иудаизма и критика христианской веры сразу же принесли его книге широкую популярность в еврейских кругах — факт, беспрецедентный для сочинения караима. Книга распространялась в рукописях, и переписчики нередко дополняли и исправляли текст в соответствии со своими вкусами, взглядами и потребностями времени, так что существующие печатные и рукописные копии лишь частично отражают исконный текст. Первое печатное издание «Хиззук эмуна» было сделано христианским полемистом Иоанном Кристофом Вагензайлем с рукописи, прошедшей раббанитскую редакцию; Вагензайль включил его в состав своей книге «Tela ignea Satanae» («Огненные стрелы сатаны», 1681) и снабдил текст латинским переводом и пространным опровержением. Благодаря латинскому переводу сочинение Троки стало доступно в христианских кругах, и некоторые из его аргументов были использованы антиклерикальными авторами 18 в. Вольтер отзывался о «Хиззук эмуна» как о шедевре в своем жанре.
Текст Вагензайля был переиздан на иврите в Амстердаме в 1705, а в 1717 вышел в свет перевод «Хиззук эмуна» на идиш. Английский перевод книги был издан в Лондоне в 1851 Моше Мокаттой, дядей М. Монтефиоре. В 1873 вышел немецкий перевод книги.
Некоторые из гимнов, сложенных Троки, включены в состав караимского молитвенника. Согласно традиции, Троки написал также несколько трудов по вопросам караимского ритуального права.
Троки Шломо бен Ахарон — в 1700 по просьбе 2-х шведских ученых написал трактат о караимстве и его принципиальных отличиях от раввинистического Иудаизма.
У
Узун — род князей - правителей Кырк Йера (Чуфут-Кале) в Крыму, — небольшого княжества караимов в междуречьи Альмы и Качи, со столицей в городе-крепости Кале (верхней крепости — Кыркъйернын юкъары калэси). Владения караимских князей ограничивались небольшой округой, с центром в Ч.Кале, и ближайшими от этой крепости селениями: Таш - Ярган, Ягмурча, Чабак, Коксу и др. Караимы, жившие в большом количестве в Мангупе, Херсонесе, Солкате, Кафе, Согдае, Отузе и др. многочисленных селениях вне караимского княжества, формально тоже подчинялись главе Кырк Йера.
Первым князем из рода Узун был отважный Хаджи Муса (Хаджи Мусала), который первым среди караимов князь совершил паломничество в святую землю Иерусалима. Из дальних земель вёз князь в подарок своему внуку колыбель, выточенную из ливанского кедра. Перед расставанием иерусалимский газзан пожелал, чтобы в этой колыбели вырос Спаситель Мира, пришествие которого принесет на землю счастье и благость. С тех пор колыбель стала переходить от поколения к поколению как родовое благословение первого паломника-караима.
В 1246 часть караимов переселилась в Галицию, что ослабило экономический потенциал оставшихся в Крыму соплеменников.
Независимость приходилось отстаивать с оружием в руках. В 1261 итальянцы пытались взять крепость штурмом, но были отброшены. В бою пал князь Эльягу (Ильягу) Узун — «крепкою стеною был он для народа внутри крепости и вне её» (эпитафия на памятнике). В 1299 крепость не смогла устоять под ударами темника Ногая и была разграблена. И позже приходилось не раз противостоять неприятелю. От врага и от чумы (эпидемия 1346 г. и др.) караи укрывались в Кале. Заметный рост населения потребовал расширения крепости. При князе Менахеме Узуне (ум. в 1396) началось строительство новых стен.
В 1396-1398 гг. 300 семей воинов-караимов перебрались из Крыма в Литву.
Князь Элиазар Узун завершил строительство новых стен и позже, в эпитафии, был назван «державным главой обеих крепостей» (1433). Но титул не соответствовал положению княжества, попавшего в зависимость от образовавшегося Крымского ханства.
Ф
Фиркович Авраам Самуилович — таврический и одесский гахам, газзан Луцкой кенассы в 1818, караимский писатель и археолог.
Фиркович Богуслав – сентябрь 1915, г. Остров вблизи Пскова) — караимский газзан, в 1910–15 исполнял обязанности караимского гахама в Литве и на той части Польши, которая тогда входила в состав России.
Фиркович Миколас — религиозный лидер литовских караимов, газзан Вильнюсской кенассы.
Фиркович Симон (1897–1982) — религиозный лидер литовских караимов, газзан кенассы в Тракае.
Фуки А. — отличился в Крымскую войну, награждён за личное мужество.
Фуки Валентина — технолог, кандидат наук.
Фуки Илья Александрович — президент Лиги караимов России, в прошлом чиновник российского Совмина, а позже – преуспевающий частный строитель (его строительный кооператив был одним из первых в стране).
Родовое древо Фуки, скорее всего, идет от караимов турецких. Из них помнят константинопольского Иегуду Фуки бен-Элизера Челеби. Ученый муж и поэт писал обо всем – от грамматики до кровосмешения. Оставил после себя и книгу стихов – «Биккорет Летоледот га-Караим». Прапрапрадед Федор Фуки ходил в походы с Ушаковым и был почетным гражданином Севастополя. Отец Александр Ильич Фуки – один из пограничников, первыми принявших бой 22 июня 1941. Мало кто знает, что в первые дни войны, когда все отступали, были части, которые наступали. Александр Фуки и был одним из тех, кто к вечеру 23 июня выбил гитлеровцев за госграницу. Когда не всем было выгодно, чтобы о тех днях войны знали правду, книги Александра Фуки с превеликим трудом были изданы в Закарпатье – подальше от московской цензуры.
Х
Хаким Исаак — сделал мудрое решение, позволившее сохранить правителю любимую жену, записано в кади-эскерских книгах, бытует в устной традиции крымских караимов и крымских татар и опубликовано впервые в 1955 генералом Я.Кефели в Париже.
Ходжаш Самуил Моисеевич — адвокат, общественный деятель Евпатории.
Ходжаш Светлана Измаиловна — искусствовед-египтолог.
Хозя Кокос — крымский еврей был дипломатом, через своего шурина Исупа, Хозя Кокос выступал посредником при заключении союза между Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, при освобождении русских пленников, а также при сватовстве сына Ивана III к дочери православного князя Мангупа. Караим?
Ч
Чореф Михаил Яковлевич (21 октября 1932, Симферополь – 13 мая 1999, Симферополь) — советский и украинский археолог, историк, автор десятков публикаций, в основном по археологии и истории позднеантичного и средневекового Крыма. Его работы до сих пор востребованы современными археологами, историками и краеведами.
Вскоре после его рождения семья переехала на Кубань, где и встретила войну. Был в эвакуации в Дагестане и в Азербайджане. После окончания войны закончил обучение в средней школе. В 1951–1955 учился в Крымском педагогическом институте по специальности «физика и математика». После окончания ВУЗа работал в средней школе учителем физики и математики, стал завучем. В 1966 по совету своего учителя и друга Е. В. Веймарна поступил на исторический факультет Симферопольского педагогического института, который закончил в 1971. Во время учебы поступил на работу в Бахчисарайский дворец-музей, стал заведующим отделом «пещерных городов». В 1979 Чореф был вынужден уйти из музея.
В предисловии к книге Михаила Яковлевича Крымские караимы. Москва: 1993. М. М. Казас писал: «М.Я. Чореф отдал многие годы изучению истории караимов и их родового гнезда – города Чуфт-Кале. Нам представляется, что автор – последний из караимов, кто имеет максимальную информацию об истории этого города, окружающей его местности и кладбище, имеющем тысячелетнюю историю».
По информации его сына, Михаила Михайловича, Чореф был сторонником теории еврейского происхождении крымских караимов, поддерживая тесные контакты с израильскими и российскими учёными, изучающими историю и культуру этого этноса. М.Я. Чореф был хорошо знаком с Д. Шапира, М. Эзра, Н.В. Кошовской и др. Однако в своих работах по этому вопросу был вынужден учитывать точку зрения лидеров местной караимской общины, хотя и считал ее ошибочной. Был одним из авторов «Караимской народной энциклопедии» и издававшейся в Москве газеты «Караимские вести», на страницах которой проявил себя как поэт.
Ш
Шакай Садук Ильич — гласный Евпаторийской городской Думы, директор тюремного комитета, член ряда благотворительных учреждений.
Шапшал Сергей Маркович (Хаджи Серая Хан Шапшал) — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, уллу газзан (старший священнослужитель караимов), позднее гахам – верховный иерарх, глава караимских религиозных общин.
Э
Элизар — князь караимов из рода Узун, см.
С.Шапшал, ссылаясь на рукопись Дауда Ага, историографа караев 18 в., пишет, что "вождь караимов князь Элизар явился в Старый Крым к Хаджи Гирею и "отдался под его высокую руку". Хан обласкал его, сказав, что и впредь будет признавать Элизара начальником над караимами и поручил ему в то же время команду над крепостью, куда будет переведен и ханский монетный двор и всем караимам пожаловал тарханский титул".
Эльяш (Илляш) Караимович — полковник реестровых казаков Запорожской сечи, затем – гетман.
Ю
Юзефович, Яков Давидович — генерал-лейтенант (1917). Участник белого движения в России.
Юткевич Сергей Иосифович (15 (28) декабря 1904, Санкт-Петербург – 1985, Москва) — режиссёр, художник, теоретик кино.
В 1938, поставив картину «Человек с ружьём», режиссёр обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве — впоследствии им были сняты «Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966), «Ленин в Париже» (1981). Значительным событием в мировом кинематографе стала его экранизация трагедии У. Шекспира «Отелло» (1955), в которой заглавную роль ярко сыграл Сергей Бондарчук.
Сергей Юткевич преподавал во ВГИКе.
Я
Я‘аков бен Мордехай — переписчик множества еврейских рукописей, издал также стихотворный сборник «Пниней мелицот» («Жемчужины красноречия», 1674).
|