2. НАДВОДНЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
Главную ударную силу Краснознаменного Черноморского флота в 1990 году представляли 150-я бригада надводных кораблей (БРНК) и 30-я дивизия надводных кораблей (ДИНК), базировавшиеся на Севастополь.
В состав 150-й БРНК входили два ракетных крейсера: "Слава" (пр. 1164) и "Адмирал Головко" (пр. 58), два больших ракетных корабля: "Сдержанный" (пр. 61М) и "Неуловимый" (пр. 56У), а также два больших противолодочных корабля (БПК) - "Скорый" (пр. 61) и "Проворный" (пр.61Э). Но в конце 1990 года РКР "Слава" был отправлен в Николаев на капитальный ремонт и модернизацию. РКБ "Неуловимый" и БПК "Проворный" были выведены в резерв, а затем сданы на слом. Оставшиеся три единицы влились в состав 30-й дивизии, а сама 150-я БРНК прекратила свое существование.
Одновременно была переформирована и 30-я ДИНК, в составе которой на начало 1990 года числились 16 кораблей: два противолодочныx крейсера "Москва" и "Ленинград", БПК "Очаков", "Керчь", "Азов", "Комсомолец Украины", "Красный Кавказ", "Красный Крым" и "Сметливый", сторожевые корабли "Пытливый", "Разительный", "Беззаветный", "Безукоризненный", "Деятельный", "Ладный" и "Пылкий". В 1990 году ПКР "Ленинград" был выведен в резерв, а в 1992 году продан в Индию на слом. В том же году в Севастополе на базе "Вторчермета" (Инкерман) разобрали "Комсомольца Украины" (пр. 61), а в 1994 году продали на слом в Индию БПК "Красный Крым" (пр. 61) и исключили из состава флота СКР "Деятельный" (пр. 1135). Итогом флотских перестановок стало формирование в ноябре 1994 года 30-й ДИНК из двух новых бригад: 11 -и БРНК и 21-й БРНК.
К сожалению, эпоха сокращения не закончилась, и в 1996 году противолодочный крейсер "Москва" (пр. 1123), передавший свое имя ракетному крейсеру "Слава", переформировали в плавказарму ПКЗ-108 и начали разоружение для сдачи на слом. Сторожевые корабли "Беззаветный", "Безукоризненный" (пр. 1135) и "Разительный" (пр. 1135М) по предварительному разделу флота должны были отойти к Украине. Предстоящая передача повлекла за собой полное разграбление сторожевиков и, как боевые единицы, они ныне не существуют. Сторожевой корабль "Пылкий" был переведен в Ленинград и в настоящее время модернизирован и включен в состав Балтфлота. Капитальному ремонту "Москвы" (бывшей "Славы") пока не видно конца, а законсервированный сторожевик "Решительный" (пр. 61) будет использован на запчасти для остальных "систершипов" своего проекта. БПК "Очаков" также небоеспособен из-за многолетнего капремонта и пожара во время пребывания на Севморзаводе. Правда, усилиями своего бывшего командира - адмирала И. Касатонова и шефством города Нижний Новгород он через 1-2 года "может быть" и войдет в строй. БПК "Азов" (пр. 1134БФ) крайне изношен и небоеспособен, а сторожевые корабли "Красный Кавказ" и "Скорый" нуждаются в капитальном ремонте и восстановлении. После многолетнего капремонта никак не войдет в строй и модернизированный СКР "Сметливый", сданный Севморзаводом с недоделками. В результате всего вышеперечисленного реально 30-й ДИНК располагает только одним ракетным крейсером "Адмирал Головко" (находящимся в строю уже более тридцати лет), БПК "Керчь" (пр. 1134Б), сторожевыми кораблями "Сдержанный" (пр.61М), "Сметливый" (пр. 61), "Ладный" (пр. 1135) и "Пытливый" (пр. 1135М).
За пять лет дивизия потеряла более полутора десятков крупных надводных кораблей и превратилась, по существу, в набор из шести плавсредств для участия в празднествах, парадах и визитах.
63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК)
За прошедшие пять лет практически прекратила свое существование и знаменитая на флоте 63-я бригада ремонтирующихся, экспортных и модернизирующихся кораблей (БРЭМК). Лишь законсервированный крейсер "Михаил Кутузов" (пр. 68А) еще гордо высится у причала Троицкой бухты в Севастополе. Только благодаря титаническим усилиям ветеранов корабля и эскадры его не постигла печальная участь продажи на слом. Зато однотипный крейсер "Адмирал Ушаков" и крейсер управления КРУ-101 (бывший "Жданов" проекта 68-У-1), прошедшие капремонт и модернизацию, были необоснованно проданы в Индию на слом. Та же участь постигла БПК "Способный" (пр.61МТ), завершивший на 70% свою модернизацию и сданный на слом из-за отсутствия финансирования. Продали на слом и ПКЗ-36 (бывший эсминец "Беспощадный" проекта 30-бис).
181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей (БР СРЭМК)
После распада СССР была ликвидирована и 181-я бригада строящихся, ремонтирующихся, экспортных и модернизируемых кораблей. И если авианесущий крейсер "Тбилиси" (в апреле 1990 года переименован в "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", пр. 1143.5), ракетный крейсер "Червона Украина" (пр. 1164) и спасательное судно "Алагез" (пр. 537) удалось перевести на другие флоты бывшего Союза, то достройка РКР "Адмирал флота Лобов" затянулась на многие годы и конца ей не видно. За эти годы на корабль неоднократно претендовала независимая Украина, сформировавшая для крейсера экипаж и переименовывавшая корабль то в "Галичину", то в "Украину". БПК "Николаев" и "Ташкент" (пр. 1134Б) завершить ремонт и модернизацию не смогли и были проданы на слом. Недостроенный корпус нового спасателя подводных лодок "Аю-Даг" был также продан Турции на металл. Удалось достроить и передать на другие флоты России только три малых противолодочных корабля: МПК-82, МПК-85 и МПК-214 (пр. 1124ЭМ), а также плавмастерскую ПМ-12 (пр. 2020).
41-я бригада ракетных катеров (БР РКА)
Черноморский "москитный" флот представляет собой 41-я бригада ракетных катеров со штабом в Севастополе. В составе бригады на начало 1990 г. числились около 30 ракетных катеров различных типов, сведенных в четыре дивизиона, одно звено обеспечения и две плавбазы.
166-й Новороссийский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей
В составе 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей числились - МРК-5 класса "Саранча" (пр. 1240), МРК-27 и МРК-17 класса "Дергач" (пр. 1239), МРК "Комсомолец Мордовии" (бывший "Зыбь") и "Мираж" (пр. 1234.1), МРК "Буря" и "Зарница" (пр. 1234 "Овод"), находившиеся на консервации в Карантинной бухте Севастополя и нуждавшиеся в восстановительном ремонте. Первой потерей 166-го дивизиона стал великолепный МРК-5 являвшийся одним из наиболее удачных ракетных кораблей на подводных крыльях. В 1990 году он неожиданно был списан на слом и разобран, причем четких причин списания нового корабля автору статьи найти не удалось. В том же году в Инкермане разобрали и МРК "Буря", являвшийся головным кораблем проекта Распад СССР привел к переименованию "Комсомольца Мордовии" в "Штиль", МРК-27 - в "Бору", а МРК-17 - в "Самум". Неопределенность судьбы флота заставила перевести "Самум" на Балтику, а "Бора" никак не может войти в боевой состав флота. Конструкторские просчеты и перегруз привели к многочисленным трещинам в корпусе этого катамарана. Хрупкость и коррозия алюминиево-магниевого сплава, из которого изготовлен корпус "Боры", привели к закономерному результату: строительство подобных МРК прекращено.
349-й дивизион ракетных катеров
Меньше других пострадал 349-й дивизион ракетных катеров, потерявший в 1992 году МРК "Гроза" (пр. 1234), который был сдан на слом и разобран в Инкермане. Оставшиеся в составе дивизиона МРК "Гром" (пр. 1234) и ракетные катера "Краснодарский комсомолец" (он же Р-54 пр. 1241.1), "Куйбышевский комсомолец" (он же Р-63 пр. 1241.1) и Р-71 (пр. 1241.7) дополнили ракетным катером на подводных крыльях Р-44 (пр. 206.6) с опытовой установкой ракет "Уран" и арткомплекса "Рой". К осени 1996 года пришлось списать и МРК "Гром", корпус которого оказался уже слишком прогнившим.
295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров
295-й Сулинский Краснознаменный дивизион ракетных катеров отделался за эти годы потерей двух катеров. Р-46 (пр. 1241.1М) был переведен на Балтику для ремонта и там списан на слом в 1995 году. Вторым оказался ракетный катер Р-160 (бывший "Полтавский комсомолец" пр. 1241.1), переданный Каспийской флотилии. К концу 1996 года в составе дивизиона числились четыре катера: Р-60; -109; -239; -334 (все пр. 1241.1М), вооруженные крылатыми ракетами "Москит" и представляющие собой вполне реальную силу. Но и эти катера сильно страдают от некомплекта экипажа, достигающего 60% численности личного состава по штату.
296-й дивизион ракетных катеров
К сожалению, прекратил в декабре 1995 года свое существование 296-й дивизион ракетных катеров, базирующийся на пос. Черноморское. Ракетные катера Р-59 и Р-84 (оба пр. 205), Р-161 (пр. 205М) были списаны на слом к 1993 году. Ракетный катер на подводных крыльях Р-15 перешел в Севастополь, а четыре однотипных катера проекта 206МР: Р-251; -260: -262; -265 (быв. "Комсомолец Татарии") были переданы Черноморским флотом украинской стороне. Акт приемки катеров, получивших наименования "Цюрупинськ", "Умань", "Прилуки" и "Каховка" (соответственно), был подписан 30 декабря 1995 года, и уже 10 января над катерами взметнулся украинский флаг.
Две плавучие ремонтно-технические базы: ПРТБ-13 и ПРТБ-33 (пр. 2001М, т.н. "Лама" класс) - выжили до конца 1996 года, а дальнейшая их судьба не определена. Первую прочат для передачи Украине, а более новую вторую - готовят к списанию на слом, хотя техническое состояние обоих кораблей вполне удовлетворительное.
Боевую деятельность 41-й бригады обеспечивали катера 47-го звена, в состав которого входили четыре катера-мишени проекта 1292 "Бурундук" - КМ-593, КМ-731, КМ-895 и КМ-1207 (два последних списаны в 1992 году), два катера - водителя мишени проекта 1232В: КВМ-332 и КВМ-702, катер связи проекта 183К КСВ-1135 (продан коммерческим структурам) и буксирный катер БУК-645.
17-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
К 1996 году полностью прекратила свое существование 17-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на озере Донузлав.
Непосредственно в состав бригады входили три сторожевика и торпедолов ТЛ-1616 (пр. 1388). Сторожевой корабль СКР-84 (пр. 35М) был списан на слом в 1992 году, а СКР-110 (пр. 159А) - в конце 1993 года. Третьему кораблю - СКР-112 была уготована нестандартная судьба. Он стал первым военным кораблем, поднявшим новый украинский флаг, и 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Корабль мог служить еще долго, но четыре года без ремонта и ухода быстро сделали свое дело. Украинский первенец в сентябре 1996 года был разделан на металл в Инкермане.
307-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
Подчиняющийся непосредственно командованию бригады 307-й дивизион противолодочных кораблей, также постигла печальная участь. Новейший МПК-291 (пр. 1241ПЭ) успели перегнать в Новороссийск, а два других - МПК-93 и МПК-116 в конце 1995 г. были переданы в состав ВМСУ и получили новые имена: "Ужгород" и "Хмельницький".
315-й дивизион кораблей охраны водного района (ДКОВР)
Из состава 315-го дивизиона кораблей охраны водного района рейдовый тральщик РТ-214 (пр. 1258) также передали в состав ВМСУ под наименованием "Генiчеськ". Рейдовые тралы цики РТ-46 и РТ-720 (пр. 1258), торпедоловы ТО-119 и ТЛ-373 (пр. 368) и противолодочные катера типа "Фламинго" (пр. 1415) П-99; -331; -407 были переведены в другие базы ЧФ.
31-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
Из состава 31-го дивизиона тральщиков к 1996 году на Черноморском флоте остался лишь базовый тральщик БТ-40 (пр. 1265). Однотипные тральщики БТ-79 (бывший "Севастопольский комсомолец") и БТ-126 (бывший "Оренбургский комсомолец") в декабре 1995 года вошли в состав ВМСУ под названиями "Мелiтополь" и "Марiуполь". Телеуправляемый тральщик - искатель мин БТ-29Э (пр. 1253) и его водитель БТ-168 (пр. 1253В) были к этому времени уже списаны, рейдовый тральщик РТ-583 (пр. 1258) разобран, а однотипный РT-349 удалось отбуксировать в Новороссийск с экипажем всего из трех человек.
80-й дивизион кораблей резерва (ДКР)
Корабли 80-го дивизиона кораблей резерва не пережили "нового мышления". Законсервированные и находившиеся в хорошем техническом состоянии эсминец "Пламенный" (пр. 56 ПЛО), сторожевые корабли СКР-66, "Горностай", "Рысь" и "Волк" были разграблены и исключены из состава флота. "Волк" и "Горностай" были разобраны на металл в Инкермане, а остальные затонули прямо у причалов. Малый противолодочный корабль МПК-8 (пр. 1124) перевели на отстой в Поти, где при эвакуации базы он был брошен, разграблен и затонул у пирса. Рейдовые и разъездные катера дивизиона достались ВМСУ: РК-596, РК-1523. РК-1199, -797. Три плавпричала (ППР-188; -318; -334) и три рабочих барказа (РБЗ-21; -205; -221), принадлежавшие 4533-й береговой базе, также перешли к Украине.
68-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Не миновали бедствия и 68-ю БР КОВР, базировавшеюся на Стрелецкую бухту Севастополя и состоявшую из 400-го дивизиона противолодочных кораблей и 418-го дивизиона тральщиков.
400-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
400-й ДПЛК потерял лишь один малый противолодочный корабль МПК-147 (головной корабль в серии "Альбатросов") проекта 1124, построенный еще в 1972 году и списанный на слом в 1994 году Однотипный МПК-52 и усовершенствованные МПК поздних серий: МПК-6, МПК-43 (бывший "Одесский комсомолец"), МПК-118 (бывший "Комсомолец Молдавии"), МПК-127 (бывший "Комсомолец Грузии") и МПК-134 (бывший "Киевский комсомолец") несут свою службу, несмотря на отсутствие топлива, запчастей и финансов.
418-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
418-й ДТЩ к 1995 году лишился четырех тральщиков из десяти. На слом попали "Дизелист", "Рулевой", "Сигнальщик" и "Турбинист". Все они, кроме одного, находились в нормальном состоянии и нуждались лишь в частичной замене кабелей и ремонте лебедок. Ныне в строю остаются однотипные морские тральщики проекта 266М: "Вице-адмирал Жуков", "Зенитчик", "Наводчик" (бывший "Курский комсомолец"), "Разведчик", "Снайпер" и "Радист" (бывший "Харьковский комсомолец").
К составу 68-й бригады была сделана попытка приписать и три малых противолодочных корабля на подводных крыльях. Относительно новые МПК-215 и МПК-220 (пр. 1145.1) более шести лет испытывают трудности технического характера и вряд ли в ближайшее время станут полноценными боевыми единицами. МПК "Александр Кунахович" в начале 1990-х годов был перевооружен на новейший экспериментальный комплекс ракетоторпед "Медведка" и является, по сути, опытовым кораблем (пр. 1141).
194-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Абсолютному разгрому подверглась 194-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Поти. Известные события на Кавказе привели к ликвидации Потийской военно-морской базы и большинства ее кораблей. Все четыре ее дивизиона расформированы.
181-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
181-й дивизион противолодочных кораблей потерял три МПК проекта 204 (МПК-19: -68; -100), сданных на слом, и лишь два новейших МПК-207 и МПК-217 (пр. 1124ЭМТ) сумели перебазироваться в Новороссийск.
182-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
182-й дивизион тральщиков сохранил только два корабля: базовые тральщики проекта 1265 - БТ-241 (пр. 1265М) и БТ-202 (бывший "Херсонский комсомолец"). Морские тральщики "Иван Маслов" и "Казарский" (пр. 266), базовый тральщик БТ-728 (пр. 1265) и рейдовые тральщики РТ-42 и РТ-249 (пр. 1330) были к 1996 году исключены из состава ЧФ.
82-й дивизион учебных кораблей (ДУК)
82-й дивизион учебных кораблей лишился сторожевого корабля СКР-27 (пр. 159), арткатера АК-382 (пр. 1400) и плавказармы ПКЗ-202 "Салгир". В Новороссийск ушли только торпедный катер ТК-127 (пр. 206ЭТ) и ракетный катер Р-370 (пр. 205РЭ).
39-й дивизион десантных катеров (ДДКА)
Базировавшийся на поселок Кулеви (под Поти) 39-й дивизион десантных катеров, состоявший из восьми десантных катеров проекта 1176, сумел вывести в Новороссийск лишь пять единиц. Переход проходил в условиях тяжелого шторма, и в порту три катера затонули.
На 1 января 1990 года в составе 39-го ДДКА числились: Д-236; -393; -634 - с водометными движителями и Д-237; -304; -263; -289; -293 -винтовые.
1171-я береговая база
1171-я береговая база была расформирована, учебно-тренировочные суда УТС-292 и УТС-384 брошены в порту, а шнуроукладчики Ш-15, III-16 и Ш-17 - сданы на слом.
141-я бригада кораблей охраны водного района (БР КОВР)
Полностью расформированной оказалась и 141-я бригада кораблей охраны водного района, базировавшаяся на Керченско-Фсодосийскую ВМБ и состоявшая из двух дивизионов.
165-й дивизион противолодочных кораблей (ДПЛК)
1б5-й дивизион противолодочных кораблей имел в своем составе четыре малых противолодочных корабля (МПК-5; -49; -104; -199) и три артиллерийских катера (АК-312; -326; -327). Две единицы - МПК-5 с опытовой РБУ "Ливень" и АК-312 (пр. 205П) были сданы на слом и разобраны, а остальные корабли перевели по другим базам ЧФ.
251-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
251-й ДТЩ включал в себя три морских тральщика проекта 266 ("Вакуленчук", "Арсений Расскин" и МТ-219), два базовых тральщика БТ-305 (пр. 257Д) и БТ-176 (пр. 12 5 3В), два рейдовых тральщика проекта 1258 (РТ-435 и РТ-439) и новейший морской тральщик "Железняков" (пр. 12660). В Новорос-сийск ушел только "Железняков", а ос-тальные единицы были исключены из состава флота.
39-я дивизия морских десантных сил (ДИМДС)
Одним из крупных соединений Черноморского флота являлась 39-я дивизия морских десантных сил, базировавшаяся на Крымскую ВМБ (Донузлав) и включавшая в себя пять дивизионов.
К 1994 году дивизия была полностью расформирована, а оставшиеся боевые единицы переподчинены командованию 30-й дивизии надводных кораблей.
Сданы на слом: эсминец "Сведущий" (пр. 56ПЛО), плавбазы "Дмитрий Галкин", "Магомед Гаджиев", "Федор Видяев" (пр. 310), большой десантный корабль "Крымский комсомолец" (позже он был продан коммерческим структурам в Новороссийск как транспорт и затонул у причала), средние десантные корабли СДК-83, СДК-102 и СДК-82, малые десантные корабли на воздушной подушке МДК-9, МДК-16, МДК-89, МДК-162 (пр. 1232.1 "Джейран"), арткатер на воздушной подушке АК-16 (пр. 1238), десантные катера на воздушной подушке Д-279, Д-438 (пр. 1206 "Кальмар"), Д-278 и Д-346 (пр. 1203 "Омар").
Украина захватила в Одессе БДК "Илья Азаров" (пр. 1171), переименовав его в "Ровно", и СДК-137 (пр. 773), а при первом разделе части Черноморского флота ВМСУ получили и БДК "Константин Ольшанский" (бывший БДК-56 пр. 775). В дополнение к своему МДК на воздушной подушке "Донецьк" (пр. 1232.2 типа "Зубр") ВМСУ достались и три однотипных "Зубра" из состава ЧФ. МДК-57, МДК-93 и МДК-123 получили новые имена: "Краматорськ", "Горлiвка" и "Артемiвськ". БДК-65 черноморцы успели увести из Одессы, и расконсервированный БДК (бывший "Воронежский комсомолец" пр. 1171) введен в действующий состав ЧФ. Четыре оставшихся флоту МДК на воздушной подушке: Д-457 (пр. 1206), МДК-18, МДК-88 и МДК-184 (пр. 1232.1) были на буксирах переведены в Севастополь. Здесь их подготовили к переводу на Каспий, но из-за отсутствия денег на оплату прохода по каналам они пока отстаиваются в Севастополе.
116-я бригада речных катеров (БРЧК)
Последним крупным боевым соединением флота, потерянным в результате распада страны, стала Дунайская флотилия. Флотилия официально именовалась "116-я бригада речных кораблей (БРЧК)" и включала в свой состав три дивизиона.
327-й дивизион артиллерийских катеров (ДАК)
В составе 327-го дивизиона артиллерийских катеров насчитывалось шесть единиц: АК-527 (пр. 368РС), АК-209, АК-223, АК-224, АК-246 и АК-506 (пр. 1204).
21-й дивизион кораблей резерва (ДКР)
В составе 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на пос. Кислица, насчитывалось девять арткатеров проекта 1204 (АК-211; -248; -397; -563; -564; -582; -583; -599; -602).
З6-й дивизион тральщиков (ДТЩ)
На Измаил базировался 36-й дивизион тральщиков в составе из трех рейдовых тральщиков РТ-1254; -1255; -1259 (пр. 361Т), речного минного заградителя Ш-44 (стандартный шнуроукладчик) и штабного корабля ССВ-10 (бывший "Графинау" - трофейный австрийский тральщик).
Официальной датой расформирования 116-й БРЧК считается 1 мая 1995 года, когда на остатках флотилий был поднят украинский флаг. ВМСУ достались пять арткатеров и ССВ-10, но из арткатеров лишь АК-211 и АК-246 были на ходу, АК-583 годился лишь на запчасти, а законсервированные АК-397 и АК-563 нуждались в основательном ремонте. России перешли семь арткатеров (АК-527; -209; -223; -224; -248; -582; -599) и новый рейдовый тральщик РТ-278 (пр. 1259.2). Эти восемь единиц были отбуксированы 6 апреля 1995 года в Севастополь и после докового ремонта двумя группами убыли в Темрюк, ожидая там перевода на Каспий.
Все остальные боевые единицы 116-й БРЧК были сданы на слом. К Украине перешли вся инфраструктура флотилии и весь ее вспомогательный флот (т.е. 70-я группа МРСО - морских рейдовых судов обеспечения). В состав 70-й группы МРСО входили два трофейных австрийских речных буксира РБ-27 и РБ-69, плавмастерская ПМ-66, судно размагничивания СР-139, катер-заправщик РКЗ-461 (пр. 363), буксирные катера проекта 3400Ж (БУК-261; -269; -300), рейдовые водолазные катера проекта 376У (РВК-158; -258), плавкран ПК-81005 и семь барж снабжения (БСС-34125, БСС-35085, БНС-11250, БНН-86980, БНН-90970, БАМТ-14790, БАМТ-70250).
Уход России с берега Дуная при господстве румынских речных сил является, несомненно, крупным стратегическим просчетом и дорого обойдется в будущем. Несколько украинских катеров с двадцатилетним сроком службы не являются боевой силой и не смогут защитить свои берега от провокаций и захватов.
Итак, за прошедшее с распада СССР время Черноморский флот лишился более 120 боевых кораблей и катеров. Такое кровопускание трудно пережить, но остатки флота еще держатся на плаву и пытаются отстаивать интересы страны. История расставит на свои места героев и предателей. Все получат по заслугам. И отрадно отметить, что черноморцы своей жизнью оправдывают слова адмирала П.С. Нахимова: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть один - славный путь!
Трагедия Чернорморского флота 1990-1997гг.
|