Трагедия Черноморского флота 1990-1997 гг. — книга В.В. Костриченко, вышедшая в 1996 году, и показывающая механизм уничтожения Краснознамённого Черноморского Флота и морских частей погранвойск в бассейне Чёрного моря. Автор занимает позицию, близкую к российскому крылу морских офицеров, но обличительный пафос книги направлен в первую очередь против бесхозяйственности, а возможно и прямого предательства главного штаба ВМФ России, в результате которого флот утратил боеспособность. Украинской тематики автор касается постольку-поскольку; основной тезис по «украинскому вопросу» состоит в том, что сомнительные перетасовки на флоте и в береговой охране ведут к обнажению южных рубежей Украины, что представляет угрозу как для самой Украины так и для России.
Важно отметить, что на момент написания книги соглашение 1997 года ещё не было заключено, а значит некоторые прогнозы, приведённые здесь, не оправдались.
Форматированный (более читаемый текст) можно найти на странице Сетевой ресурс: www8.brinkster.com/vad777/russia/navy/flots/kostr.htm
Текст книги
Предлагаемый читателю материал рассказывает о судьбе Краснознаменного Черноморского флота в период с 1990 по 1997 год. Эти годы стали тяжелейшим испытанием для некогда могучего флота. Развал СССР и последующее сокращение Вооруженных Сил оказали губительное действие на сегодняшнее состояние флота, в короткое время превратившегося из мощного оперативно-стратегического объединения в заурядную третьестепенную флотилию разношерстных и изношенных плавсредств. Не касаясь анализа причин, приведших страну и флот к такому унизительному положению, автор считает целесообразным дать хотя бы обзорную картину катастрофы, постигшей Черноморский флот.
1. ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ
14-я дивизия подводных лодок КЧФ
К началу 1990 года в составе Черноморского флота насчитывалось около 40 подводных лодок различных типов, входивших в 14-ю дивизию подводных лодок.
Большинство черноморских субмарин представляли собой устаревшие дизельные торпедные подводные лодки, но после восстановительного ремонта они могли бы стать вполне боеспособными единицами.
153-я бригада подводных лодок (БПЛ)
Из состава 14-й дивизии на Южную бухту Севастополя базировались лодки 153-й бригады подводных лодок (БПЛ) в количестве 13 единиц. Семь субмарин класса "Фокстрот" (проект- 641): Б-9; -36; -41; -59; -109; -326; -854 - ранее служили на Северном флоте и были переведены на юг в весьма изношенном виде. Подводная лодка "Горьковский комсомолец" (Б-380) класса "Танго" (проект 641Б) требовала капитального ремонта и вскоре была поставлена к причальной стенке Севморзавода для его проведения. Наиболее современными боевыми единицами 153-й бригады являлись "Варшавянки" - четыре подводные лодки класса "Кило" (проект 877), а намеченная к переводу с Севера дизельная четырехракетная ПЛ Б-58 класса "Джульетта" (проект 651) так и не прибыла после развала СССР.
155-я бригада подводных лодок (БПЛ)
Вторым крупным соединением 14-й дивизии являлась 155-я бригада ПЛ КЧФ, базирующаяся на Балаклаву. В состав бригады входили десять подводных лодок. Две "Джульетты" - Б-67 и Б-318 - находились в хорошем техническом состоянии и в прибрежных водах Крыма и представляли из себя грозное оружие. Торпедные лодки класса "Фокстрот" (Б-10 5 и Б-435), "Ромео" (С-37 проекта 633Л), "Виски" (С-376 и С-384 проекта 613) нуждались лишь в плановом среднем ремонте. Три опытовые лодки: БС-153 (проект 619 класса "Гольф- 5" БС - 555 (проект 1840 класса "Лима"), СС-533 (проект 01710 класса "Белуга") и рейдовая зарядовая станция РЗС-63 (бывшая ПЛ С-282 класса "Виски") вполне сохранились и могли быть использованы далее.
475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) Феодосийский 475-й дивизион подводных лодок (ДПЛ) предназначался для обеспечения испытаний оружия и насчитывал в своем составе 12 подводных лодок. Три субмарины класса "Ромео": С-128 (проект 633КС), С-11 и С-49 (проект 633РВ) испытывали различные виды противолодочных ракетоторпед и находились в отличном состоянии. Три лодки-мишени класса "Бравое СС-226; -256; -310 (проект 690) и торпедная ПЛ Б-498 (проект 641 Б) также нуждались лишь в легком косметическом ремонте. Пять субмарин класса "Виски": С-74; -100; -197; -287; -296 - стояли у причала законсервированными. На берегу базы имелась УТС-350 (бывшая ПЛ С-350 класса "Ромео").
131-й дивизион подводных лодок (ДПЛ)
В составе Одесского дивизиона консервации (131-й ДПЛ) числились четыре подводные лодки: Б-6 (проект 641) и С-70; -96; -185 (проект 613), а также УТС-10 (бывшая ПЛ Щ-209 типа "Щука").
В качестве кораблей обеспечения числились две плавбазы. Одна из них - "Виктор Котельников" класса "Дон" (проект 31 ОМ) - только что прошла капитальный ремонт на польских верфях, а вторая - "Волга" (проект 1886 класса "Угра") - завершала капремонт в Югославии.
458-я береговая база
Базирование субмарин в Севастополе и Балаклаве обеспечивалось средствами 458-й береговой базы. Кроме плавучих складов, пирсов и береговой инфраструктуры в составе береговой базы числились: УТС-247 (бывшая ПЛ С-247 проекта 613), корабль химической разведки КРХ-69, РВК-429 (проект 319В), зарядовая станция РЗС-61, четыре рейдовых катера: РК-663; -876; -1108 (все - проекта 376У), РК-410 (проект 371У).
В целом боевой состав субмарин 14-й дивизии ПЛ КЧФ обеспечивал полное превосходство над любым противником в Черном море, но к концу 1996 года произошло следующее: в составе флота осталась одна (!) боеспособная подводная лодка. Дизельная торпедная подводная лодка с экспериментальным водомерным двигателем Б-871 смогла только в 1996 году получить долгожданные аккумуляторы и начать практические выходы в море. Вторая торпедная лодка - Б-435 стоит у плавпирса и в лучшем случае может быть использована для учебных целей из-за невозможности погружаться и отсутствия аккумуляторов. Третья лодка - Б- 380 стоит в долговременном ремонте и предназначена к передаче Украине. Остатки подводных сил Черноморского флота представляют три субмарины (СС-533, СС-226, СС-310) и переоборудованная в плавучую зарядовую станцию ПЗС-50 подводная лодка С-49, призванная заменить списываемую ПЗС-63.
Судьба остальных лодок Черноморья вкратце прослеживается следующим образом. "Варшавянки" (Б-177; -459; -471; -300) и "Ташта" (Б-437, Б-498) были переведены к 1991 году на Север, а отправленная на ремонт в Ленинград БС-555 к 1996 году разбирается на металл из-за отсутствия средств на ее модернизацию. В 1991 году на слом в Турцию или Инкерманскую судоразделочную базу в Севастополе отправились субмарины: С-76; -96; -100; -172; -197; -230; -234; -296; -339; -344; -383 (пр. 613), Б-59 (пр. 641). Из состава флота вывели ракетную ПЛ Б-318. Часть вышеназванных лодок класса "Виски" была списана до 1990 года и не указана в перечне. В 1991 году на слом пошли С-74; -287; -379 (пр. 613) и выведена из состава флота большая специальная лодка БС-153, на которой проводились испытания баллистических ракет РСМ- 5 2 комплекса Д-19. На следующий год были разобраны ПЛ Б-6 и Б-105 (пр. 641), С-11 и С-37 класса "Ромео", С-70 и С-243 (пр. 613). В 1993 году флот потерял С-384 (пр. 61311) и Б-36 (пр. 641), а в 1994 году сданы для разборки на металл Б-109; -326; -854 (пр. 641), С-128 (пр.бЗЗКС) и С-376 (пр. 513). В 1995 году была списана Б-67 (пр. 651) и разобрана ПЛ Б-9, предназначенная для ВМС Украины (ВМСУ). Лодка-мишень СС-256 также предназначалась для Украины и была основательно разграблена. Две ремонтирующиеся в Болгарии на заводе "Арсенал" (порт Варна) субмарины класса "Фокстрот" Б-41 и Б-326 из-за отсутствия финансирования были проданы на металл за долги.
После всего вышеописанного состояние черноморского подводного флота, противостоящего полутора десяткам турецких лодок, а также флоту Румынии и Болгарии, внушает' большие опасения. И даже предполагающаяся передача нескольких субмарин класса "Танго" из состава Северного флота вряд ли исправит катастрофическое положение российских подводных сил на Черном море.
|