Крымология 2.0 Четверг, 21.11.2024, 12:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Русские в Крыму

Ру́сские — восточнославянский народ, этнос, нация. Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Латвии, Киргизии, Эстонии, Литве, Молдавии, Приднестровье, Туркменистане. Крупные русские диаспоры присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.

Общая численность русских в мире в настоящее время составляет по разным оценкам до 150 миллионов человек, из них в России — 116 миллионов (2002 год) (около 79,8 % населения страны)[12]. Самой распространённой религией среди русских является православное христианство. Национальный язык русских — русский.

Благодаря богатству русской культуры, русской культурной традиции, значительному вкладу в неё как этнических русских, так и всех других этносов Московского государства, Российской империи, Советского Союза, внесённому ими на протяжении веков совместной истории, зачастую принадлежность человека к русским определяют исходя из его принадлежности к русской культурной традиции.

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года в АРК проживает 1180,4 тыс. русских, или 58,3% всего населения. Число женщин рассматриваемой национальности превосходит число мужчин на 19,5%.

Русские в Крыму

Русский язык считают родным 99,7% русских и 327,3 тыс. лиц других национальностей. Т.о. 74,3% жителей АРК считают родным русский язык.

65,9% русских живут в городских поселениях и 34,1% - в сельской местности.

В региональном разрезе дифференциация проживания русских существенна: от 33,2% в Красноперекопском районе до 78,7% в г.Керчи (см. приложение).

В АРК проживает 11,9 тыс. граждан Российской Федерации (0,6% всего населения), или 69,7% граждан других государств.

Миграционный обмен с Россией имеет глубокие корни. За 2002 г. в АРК прибыло 19,0 тыс. русских, или 46,9% всех прибывших, и 19,2 тыс. русских выбыло, или 47,9% всех выбывших.

В 2002 г. из РФ прибыло 2,4 тыс.человек, или 45,3% всех мигрантов из стран СНГ и Балтии, в т.ч. 1,8 тыс. русских, или 75,8% всех прибывших из РФ.

Число выбывших в Россию составило 3,8 тыс. человек, или 92% всех мигрантов из стран СНГ и Балтии, в т.ч. 3 тыс. русских, или 79,8% всех выбывших в РФ.

В 2002 г. в АРК из России принято 9 человек из зон радиоактивного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и 4 беженца из Чечни.

Историческая справка

Точную дата появления первых русичей в Крыму неизвестна. Возможно это были землепроходцы, путешественники, посланники Киевского князя или несчастный пленники.

К первому официальному факту упоминания русских в Крыму можно отнести договор между киевским князем Игорем и Византией 944 года, по которому русский князь обязывался не претендовать на "Корсуньскую страну". Так в Киевской Руси называли Херсонес Таврический. А в Х веке русичи прочно утвердились на востоке Крыма и на Тамани, где образовали Тмутараканское княжество.

В 988 году русская дружина во главе с князем Владимиром осадила Херсонес и вступила в него. Здесь князь и его дружинники приняли так называемое "малое крещение", а затем крестили киевлян и Русь ("большое крещение"). Известно, что в этом же городе Херсонесе существовал русский квартал, где жили в основном славяне. Об этом свидетельствует найденный здесь русский напрестольный крест с изображением святых Бориса и Глеба. Персидский писатель Ибн-ал-Биби рассказывает, что когда турки- сельджуки появились у берегов Солдайи (Судака), на помощь его жителям пришли русичи и кыпчаки (половцы). В Солдайе проживали русские купцы, ремесленники, о чем свидетельствуют найденные при раскопках два русских пряслица и православный крест. В Солхате (Старом Крыму) среди аланов и кыпчаков прекрасно уживались и русичи. Имеются точные данные о том, что в Кафе (Феодосии) существовала русская церковь, - здесь постоянно проживали православные прихожане русичи.

После присоединения Крыма к России (1783 г.) здесь поселяется много русских. Это и уволенные в отставку солдаты, осевшие в Тавриде, и государственные крестьяне, купцы, ремесленники, потянувшиеся к богатому и красивому краю, и крепостные - собственность новых таврических землевладельцев.

"Потемкинские деревни"

В 80-х годах XVIII века началось интенсивное заселение крымских земель русскими (под русскими до начала XX века в большинстве литературных источников понималось все восточнославянское население - русские, украинцы, белорусы). Первыми поселенцами были воины Екатеринославского и Фанагорийского полков, оставленные в Крыму для охраны рубежей Российской империи. Поселены солдаты были на целинных землях в Симферопольском и Феодосийском уездах. А к 1786 г. на картах Крыма уже обозначились первые солдатские деревни - Санкт-Петербургские мазанки, Зуя, Курцы, Петровская слобода, Изюмовка.

Помимо отставных солдат, на крымские земли переселялись государственные и помещичьи крестьяне из южных губерний России и Украины. Среди поселенцев было много беглых крестьян, бродяг, даже каторжников. Такой контингент тоже был приемлем на новом месте: наместник императрицы Екатерины II князь Григорий Александрович Потемкин закрывал глаза на беззаконие и умышленно потворствовал беглецам, руководствуясь целью заполнить людьми пустынный край.

Одним из первых в деле заселения встал вопрос о переводе жен отставных солдат с обжитых мест в Тавриду. Для этого солдатам давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать семьи, или же, по распоряжению князя, холостым привозили в жены девушек и вдов из разных российских губерний.

Так возникали первые "потемкинские деревни", вошедшие в историю с двоякой славой: с одной стороны, как "бутафорные", "показушные", почти что не существующие, а только наспех выстроенные, чтобы предстать взору царицы во время ее путешествия; с другой стороны, как реальные, выстоявшие во времени, и означенные на современных картах Крыма.

Одна из бывших "потемкинских деревень" - Санкт-Петербургские мазанки, а в настоящее время село Мазанка - стала объектом исследования сотрудников Крымского этнографического музея. Сейчас в селе насчитывается более 700 дворов (около 3000 жителей). По опросу, основное население Мазанки - русские, около 15% украинцев, в основном прибывших в 50-е годы, и примерно 5% крымских татар, которые стали селиться здесь с конца 80-х годов.

По воспоминаниям старожилов, передается из поколения в поколение история заселения Мазанки. Первыми были завезены в эту холмистую, окруженную лесом, местность 12 отставных русских солдат. До наших дней дошли их фамилии: Ерохин, Щеглов, Лопатин, Артемьев, Торопов... В жены им были привезены девушки из Курской и Орловской губерний. Судьбы их решились, что называется, по шапкам, которые было велено солдатам оставить у дороги. Выбрав фуражку, девушка должна была стать женой ее владельца. Так, без любви и долгих ухаживаний была справлена одна большая свадьба.

Из первых заложенных землянок вскоре стали вырастать хатки. Строились они из самана, а внутри и снаружи обмазывались глиной - отсюда и пошло название села "мазанки". Некоторые из них сохранили свой первозданный вид до наших дней. А живут в мазанках все те же Ерохины, Щегловы, Артемьевы - потомки известных первопоселенцев. Большинство из них - потомственные крестьяне-земледельцы, передающие из поколения в поколение историю о "потемкинской свадьбе". В конце XVIII - начале XIX вв. в степном Крыму появляются поселения раскольников (одно из них с. Курортное, Ленинского района - бывшая Мама Русская - существует и в настоящее время). В крымские имения перевозят своих крепостных их южных и центральных губерний русские помещики.

Во второй половине XIX в. на территории Крымского полуострова, по окончании Крымской войны, получили земли отставные солдаты и освободившиеся от крепостной зависимости крестьяне. Возникает множество поселений, основанных совместно русскими и украинскими крестьянами.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 года русских в Крыму проживало 181 тыс. человек, или 45,3% от общей численности населения Крыма. Преобладающим русское население было вКерчи- Еникальском градоуправлении (более 60%). В Симферопольском уезде русские составляли более 30%, в Перекопском и Евпаторийском - более 20%, в Ялтинском - 27%.

Приток в Крым русского населения наблюдался и на протяжении всего XX столетия. В 1902-1903 гг. новая волна эмиграции крымских татар повлекла за собой переселение крестьян из густонаселенных российских губерний и уездов материковой Тавриды.

В 20-30-е годы в Крыму возник ряд сел, основанных рабочими пригородных слободок. Начиная с осени 1944 года русские (параллельно с украинцами и белорусами) прибывали в Крым на восстановление разрушенного войной хозяйства. Переселение шло, в основном, из центральных областей России: Московской, Пензенской, Владимирской, Курской, Воронежской, из Ставропольского края.

Жители России были вызваны в Крым также правительственными "Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области (1950 г.)". Прибытие переселенцев шло (порой "добровольно- принудительно") почти со всех областей Российской Федерации. Русских в переселенческие села зачастую определяли на жительство совместно с прибывавшими украинскими и белорусскими переселенцами.

По переписи населения 1989 года в Крыму проживало русских 1 688 200 чел., что составляло 68,7% от численности всего населения Крыма. В настоящее время численность несколько сократилась, изменилось и процентное соотношение, в связи с возвращением на полуостров депортированного крымского населения.

Одежда

Одежда русских поселенцев в Крыму сначала отражала характер той местности, откуда они прибыли; позднее в ней появились черты одежды окружающего населения. Русские крестьяне, как и везде, носили длинную белую домотканую рубаху навыпуск, подпоясанную шерстяным или кожаным поясом, холщовые неширокие штаны. Из теплой одежды - телогрейку, сиряк (типа армяка, но сзади с капюшоном или башлыком); зимой - тулуп из кожи молодых ягнят или лентварей (кожи старых овец). На руках - вариги (шерстяные рукавицы) или накожни (кожаные). Из обуви были распространены постолы - кожаные лапти, стягивающие ногу ремнем или шнуром из хвоста или гривы лошади; но встречались и плетеные лапти. Постолы служили основным видом обуви не только русским, но и представителям многих других этносов.

Женщины привозили одежду с собой в сундуках. Это были длинные холщовые рубахи, поверх которых одевался сарафан. Шился он из тонкой домотканой шерсти (волосени), окрашенной в черный, темно-синий, изредка красный цвета. К середине XIX в. сукно вытеснили фабричные ткани - ситец, китайка, атлас, штоф. Дети (как мальчики, так и девочки) носили длинную рубаху, шитую из полотна, зачастую привезенного с собой. В нынешнем столетии домотканина у русских почти не использовалась. На фотографиях начала XX в. одежда мужчин чаще состоит из рубахи-косоворотки, сюртука и узких брюк, заправленных в сапоги; женщин - из пестрой или однотонной кофты из фабричных тканей, длинной юбки с повязанным поверх фартуком.

Утварь

В быту русских использовались и используются утварь, транспортные средства, характерные для украинцев, крымских татар, греков, болгар, армян. Например, дижа (укр.) - деревянное корыто для замеса теста, медные тазы для варки варенья, казаны для приготовления плова. В некоторых дворах построены низкие летние печи по типу греческой кабицы. В русском языке появилось много украинизмов (мягкость при произношении звука "г", употребление предлога "у" вместо "в", смягчение окончаний некоторых слов); в обиходе одинаково употребляются названия на русском и украинском языках: чердак - горище, сундук - скрыня, крынка - глечик, глек, макотра - макитра (глиняный сосуд для толчения мака).

Занятия

На всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры.

В Крым крестьяне переселялись на троечных русских повозках, которые вскоре были заменены татарскими арбами. Привозили с собой сохи, позднее уступившие место деревянным плугам. Если в хозяйстве крымских татар ведущая роль отводилась скотоводству, и они занимали земли, наиболее удобные для выпаса скота, то русское население занималось в основном хлебопашеством. На целинных землях выращивали пшеницу, ячмень, просо, причем только русские возделывали рожь, введя ее в севооборот с картофелем. Имели место также посевы льна. Повсеместно были развиты огородничество, садоводство, извозчичий промысел, ломка камня, работа на табачных плантациях. В Феодосийском уезде занимались виноградарством и виноделием.

Преимущественно подсобный, тесно связанный с земледелием, характер носило животноводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, птицы.

Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля.

Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки.

Существовали русские артели по изготовлению черепицы. Повсеместно в Крыму имелись русские мастера кузнечного, колесного дела. Шорники обеспечивали односельчан конской сбруей и кожаными лаптями (постолами).

Источники

[Сетевой ресурс: www.crimea-portal.gov.ua/index.php?v=9&tek=17&par=9&art=2464&date= crimea-portal.gov.ua Пресс-релиз: Русские на демографической карте Автономной Республики Крым] (автор Начальник ГУС в АРК В.И. Колесник)

Литература (рекомендованная)

Россия Полное географическое описание нашего отечества, Т. 14, Новороссия и Крым - СПб., 1910
Кондараки В. X. Универсальное описание Крыма. - СПб., 1875
Татаринов П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении - Симферополь, 1894
Свиньин П П Картины России и быт ее разноплеменных народов. Ч.1. - СПб., 1839.
Марков Е. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы. - СПб., 1902.
Центральный государственный архив Крыма (ЦГАК). Ф. 27, оп. 1, д. 1813. 23950, 24489.
ЦГАК, Ф. Р-63, оп. 1, д. 343.
ЦГАК, Ф. Р-2887, оп. 1, д. 1.
Памятная книжка Таврической губернии. - Симферополь, 1889
Статистические таблицы о хозяйственном положении селений Симферопольского уезда // Сборник статистических сведений по Таврической губернии. Т. IV. - Симферополь. 1886.
Гумилев Л Н . Этногенез и биосфера Земли. Ч. IV. Этнос в географии - Л. ЛГУ, вып. 2, 1979.
Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии, ⌡7, 1889.
Таврическая епархия. - Псков, 1887.

Используемые материалы

В написании статьи использованы материалы Савиновой Ольги Владимировны[13]

Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (24.05.2016)
Просмотров: 1096 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz