О верующих и неверующих
По признаку религиозности в крымском обществе доминируют две группы: «традиционные сторонники православия» и «традиционные сторонники ислама», с существенным отрывом от них следуют «исповедующие православие», «исповедующие ислам», «убеждённые атеисты» и «приверженцы нетрадиционных религий».
Первые две группы не являются верующими в строгом понимании этого слова, так как:
весьма избирательно исполняют обряды
весьма нерегулярно посещают церкви или мечети
часто имеют «особое мнение» по поводу теологии своей религии (в том смысле, что будь подобное произнесено лицом духовного звания, это лицо было бы объявлено еретиком)
Тем не менее, обе эти группы поддерживают свои религиозные организации в той или иной мере, и во всяком случае, при угрозе интересам своей конфессии со стороны других религиозных или околорелигиозных движений, отчётливо становятся на сторону своей конфессии.
В большинстве случаев речь идёт о молчаливом одобрении защитных мероприятий, даже если они в определённой степени преступают светские законы.
При конфликте «светское-духовное» традиционные сторонники православия и ислама не проявляют групповой сплочённости. Данная тема весьма болезнена, и поэтому редко обсуждается публично и тем более редко находит выражение в публичных действиях.
И всё же ясно, что при отсутствии внешней угрозы (т.е. при формировании одноконфессионального общества, либо общества, где усиление конкурирующих конфессий невозможно) многие традиционное сторонники православия или ислама:
Категорически не желали бы построения правовой системы на основе религиозного права
Не желали бы проникновения религии в светские школы
Не поддерживали бы экономические льготы и преференции религиозным организациям
Относились бы с большей долей критики к реституции церковной собственности (т.е. возвращению православной или мусульманской церкви того, чем они владели до 1917 года)
Относились бы с большей долей критики к территориальной экспансии религии на земли природно-заповедного и охраняемого историко-культурного фонда.
Основываясь на вышесказанном, заметим, что высокий на фоне русскоязычных регионов Украины и собственно России уровень религиозности крымчан связан
с особыми конкурентными отношениями православия и ислама на полуострове
с объективной необходимостью противостоять экспансии протестантских и иных сект (которую отмечают как представители традиционных для Крыма религий, так и атеисты; и которая пораждает широчайшее поле для симбиоза атеизма с традиционной религиозностью)
с особой значимостью Крыма для православия
с мозаичностью прежней этноконфессиональной структуры населения Крыма, и стремлением малых народов восстановить своё духовное наследие на должном уровне
Последние два фактора вовлекают в процесс развития религиозной сети не только население Крыма, но и широчайшие круги русской, армянской, немецкой и иной общественности. И если финансовая и организационная поддержка из-за пределов Крыма практически не влияет на долю прихожан в постоянном населении полуострова, то на число паломников, паломническую инфраструктуру, число монастырей и монахов, и, наконец, на темпы строительства и восстановления православных и армяно-григорианских церквей, мечетей и лютеранских кирх помощь извне оказывает существенное положительное влияние.
О сложности статистического определения уровня религиозности
Для определения уровня религиозности используются обычно два показателя:
Число религиозных организаций по данным государственных органов
Число верующих по данным социологических опросов населения
Первый показатель
Не учитывает число атеистов (т.к. они не образуют религиозных, а, вообще, и иных организаций по признаку атеизма)
Не учитывает то, что показатель «число верующих на одну религиозную организацию» сильно зависит от конфессии по объективным причинам
Не учитывает «накрутки» числа общин, путём создания общин-пустышек, состоящих из одного-двух членов, что практикуется рядом конфессий
Второй показатель
Не годится для оценки соотношения между православными организациями (УПЦ МП, УПЦ-КП и УАПЦ) из-за ряда причин методико-статистического и этнического свойства
Не даёт возможности различить верующих от политически лояльных к конфессии («в мечеть-церковь не хожу, но мусульманином-православным запишусь, чтобы цифры правильные вышли у статистиков»)
Соц.опросы уверено выделяет только убеждённых атеистов, все прочие неверующие и маловерующие распределены от «христиан без конфессии» (часто это позиция «сам что-то придумал - сам в это верю») до «регулярно посещающих богослужения определённой конфессии»
Показатель «количество АКТИВНО ПРАКТИКУЮЩИХ ВЕРУЮЩИХ (постоянно посещают какую-то религиозную общину)» дает искажённую картину из-за различий религиозного поведения представителей традиционных конфессий и сектантов.
Среди православных, мусульман, армяно-григориан, католиков, лютеран, иудеев и караимов заинтересованы в функционировании «молитвенного здания» (церкви, мечети и тд.) не только, те кто молится там ежедневно или еженедельно, но и те, кто приходит в церковь:
(здесь будет использована терминология православной церкви, но в целом всё то же присуще и иным традиционным конфессиям Крыма)
по церковным праздникам
в связи с личными церемониями (венчанием, крещением детей...)
в случае горестных событий (похороны, поминальные дни, болезни)
по внезапной потребности души
по причинам отличным от религиозных (храмы традиционных религий являются в некотором смысле учреждениями культуры: музеями, домами музыки...)
Таким образом, не очень большое число активно практикующих православных и мусульман, дополняется весьма значительным числом тех, кто заинтересован в существовании церквей и мечетей.
И, естественно, совокупное число потребителей блага «приходская церковь» или «квартальная мечеть» во множество раз превышает число прихожан сект и всех нетрадиционных конфессий.
Православие и ислам
Есть самые серьёзные основания полагать, что соотношения «активно практикующих верующих», «верующих» и «лояльных к конфессии неверующих» в крымских православии и исламе одинаково.
Существует термин для внутреннего употребления в Духовном управлении мусульман Крыма - «этнический мусульманин», который подразумевает сумму всех 3-х названных выше категорий, и равен100% крымских татар. Вполне возможно, что наличием татар-атеистов, татар-протестантов, татар-православных и татар-католиков и, наконец, татар-криптохристиан, действительно стоит пренебречь: вряд ли социологические опросы в нынешней ситуации способны уловить эти группы среди крымских татар.
В связи с тем, что даже среди глубоко верующих мусульман и православных, так называемые «фундаменталисты» не составляют слишком значительной доли, на общем фоне явлением религиозного фундаментализма можно пренебречь.
Однако следует заметить, что у татар крайняя форма религиозного (мусульманского) фундаментализма и национального шовинизма сконцентрирована в одних и тех же людях и потому неразрывны. Среди славян лишь часть радикальных националистов является религиозными (православными) фундаменталистами, более того часть православных фундаменталистов-славян исповедует идеи союза с мусульманами против католиков, протестантских сектантов или даже светского общества.
Таким образом, не следует понимать конкуренцию по вопросу «кто больше поставит: православные - крестов или мусульмане - мечетей» как межрелигиознй конфликт. Конфликт же радикально настроенных кругов «этнических мусульман» и «этнических православных» носит этнический же характер.
Численные соотношения
Из 100% зарегистрированных религиозных организаций Автономной Республики Крым, 42% приходится на православную церковь (УПЦ Московского патриархата - 38%, остальные - 5 %) и 29% на мусульманские организации (Духовное управление мусульман Крыма - 25%, остальные - 4%). Разумеется соотношение «этнических мусульман» и «этнических православных» (даже если исключить из их числа убеждённых атеистов и прихожан протестантских церквей) будет иным, и существенно более благоприятным для православной церкви.
В то же время настораживающим является факт, что, кроме 335 зарегистрированных мусульманских общин, существуют ещё 612 незарегистрированных (и те, и другие с точки зрения Госкомрелигий относятся к Духовному управлению мусульман Крыма). С учётом незарегистрированных общин в АРК насчитывается 1001 мусульманская религиозная организация, что составляет 49,4% всей религиозной сети автономной республики.
Всё это может свидетельствовать о совершенно различных вещах:
Об искажённой статистике
«Накрутках» со стороны ДУМК
Ошибках Госкомрелигий при учёте незарегистрированных общин
Разных коэффициентах «число верующих/число общин» для мусульман и православных
О внутренних конфликтах в Духовном управлении мусульман Крыма, ведущем к дроблению общин
О ложности тезиса о сопоставимом уровне религиозности у мусульман и православных
Администрирование
2 епархии УПЦ МП/РПЦ
Симферопольская и Крымская епархия
Джанкойская и Раздольненская епархия
Структуры других православных конфессий (классифицируемых РПЦ как неканонические)
Духовное управление мусульман Крыма
Другие мусульманские объединения
Культурное наследие
Православие в Крыму
Список православных церквей, соборов и монастырей Крыма
Ислам в Крыму
Мечети Крыма
Севастополь и статистика
Общее число религиозных организаций в Севастополе - 114; 57 из них (50,0%) являются православными либо старообрядческими (1 община Белокриницкого согласия); 7 организаций (6,1%) - мусульманскими. Незарегистрированных общин в Севастополе нет. На общекрымскую статистику, при наличии в АРК 1354 зарегистрированных и 674 незарегистрированных организаций, Севастополь существенного влияния не оказывает:
Соотношения по всему полуострову (среди зарегистрированных организаций):
Православные и старообрядческие организации — 635 (43% ↑+1%)
Мусульманские организации — 396 (27% ↓-2%)
Остальные организации — 437 (30% ↑+1%)
Национальные религии народов Крыма
Оговорка о католицизме и лютеранстве
Католицизм и лютеранство являются традиционными конфессиями для многих народов, но в силу характера заселения Крыма, не все католические или лютеранские народы равно представлены здесь. Основным носителем католицизма в Крыму были немцы и поляки (а кроме них - чехи и итальянцы), носителями лютеранства - немцы и эстонцы.
Как в средние века, так и в настоящие время случаются переходы восточных славян и татар в католичество, но всё же в силу истории создания католических соборов в XIX веке, следует признать доминирующий польско-немецкий характер католицизма на полуострове.
Католицизм
Основная статья: Католицизм в Крыму
Лютеранство
Основная статья: Лютеранство в Крыму
Армяно-григорианская церковь
Самоназвание - Армянская апостольская церковь
Иудаизм
Основная статья: Иудаизм в Крыму
Караимизм
Основная статья: Караимизм
Иные религии преимущественно православных народов
Баптизм
ОДНА из 3 ниженазванных разновидностей баптистов входит в Межконфессиональный совет Крыма:
11. Всеукраїнський союз об`єднань євангельських християн-баптистів
12. Релігійні організації колишньої Ради церков євангельських християн-баптистів
13. Інші релігійні організації євангельських християн-баптистів
Греко-католицизм
Украинская греко-католическая церковь имеет 8 общин в Автономной Республике Крым (при них 4 священнослужителя и 5 воскресных школ) и 3 общины в Севастополе (1 священнослужитель и 1 воскресная школа).
Старообрядчество
Основная статья: Старообрядцы в Крыму
В 2009 году в Крыму было 3 общины Русской Православной Старообрядческой Церкви (Белокриницкого согласия): 2 в АРК и 1 в Севастополе.
Нетрадиционные для Крыма религиозные движения
Протестантские движения
«Союзники РПЦ по межконфессиональному совету»
Среди 8 членов Межконфессионального совета Крыма (одним из сопредседателей которого является митрополит Лазарь) — 3 протестантских церкви:
Немецкая Евангелическо-Лютеранской церквь
Объединение церквей Евангельских Христиан-Баптистов
Церковь Адвентистов седьмого дня
Первая является сугубо немецкой национальной церковью и представлена в совете пастором Йоргом Маллером, вторая пользуется репутацией „наиболее безвредной протестанской церкви“ и традиционного союзника православной и католической церквей в сектоборческой деятельности.
Но Адвентисты Седьмого дня имеют весьма неоднозначную репутацию, и отделены от категории «наиболее сомнительные организации» только из тех соображений, что раз Православная и Католическая церкви союзничают с ними, значит им видней, кто сомнителен, а кто нет.
Какая из двух структур адвентистов входит в Межконфессиональный совет не установлено:
26. Українська уніонна конференція церкви адвентистів сьомого дня (26 общин в АРК и 3 в Севастополе)
27. Церква адвентистів сьомого дня реформаційного руху в Україні (1 община в АРК)
Остальные движения
14. Релігійні організації євангельських християн
15. Всеукраїнський союз церков християн віри євангельської-п`ятидесятників
16. Союз вільних церков християн євангельської віри
17. Церква євангельських християн в дусі апостолів в Україні
18. Релігійні організації Союзу Церкви Божої України
19. Релігійні організації центру Божої церкви християн віри євангельської в Україні (в пророцтвах)
20. Український центр об`єднаної церкви християн віри євангельської
21. Інші релігійні організації християн віри євангельської
32. Релігійні організації пресвітеріанської церкви
Наиболее сомнительные организации
22. Церкви Повного Євангелія
23. Українська християнська євангельська церква
25. (Інші) харизматичні релігійні організації
28. Релігійні організації Свідків Єгови в Україні
29. Релігійні організації Церкви Христа
30. Новоапостольська церква
31. Церква Ісуса Христа святих останніх днів
Нехристианские движения
46. Релігійні організації Товариства Свідомості Крішни (АРК - 3, Севастополь - 1 община)
47. Релігійні організації буддистів (АРК - 1, Севастополь - 2 общины)
48. Інші релігійні організації орієнталістського напрямку (АРК - 5, Севастополь - нет общин)
49. Релігійні організації Рідної української національної віри (в Крыму не представлены)
50. Інші релігійні організації язичників (АРК - 1, Севастополь - нет общин)
Статистика
Ввиду чёткого соответствия мусульманских религиозных организаций группе «этнические мусульмане», и отсутствием значительных групп «этнических мусульман», исповедующих не ислам, и каких-либо групп традиционно немусульманских народов перешедших в ислам, интересными являются соотношения среди немусульманских религиозных организаций Крыма.
Православие — 632 организации (59,0%)
Национальные религии народов Крыма — 71 организация (6,6%)
Баптизм — 85 организаций (7,9%)
Греко-католицизм — 11 организаций (1,0%)
Старообрядчество — 3 организации (0,3%)
Остальные движения — 270 организаций (25,2%)
в их числе
Адвентисты седьмого дня — 30 организаций (2,8%)
Иные протестанские и неопротестанские движения — 208 организаций (19,4%)
Нехристианские движения — 13 организаций (1,2%)
Иные, отдельные, независимые организации — 17 шт. (1,8%)
(за 100% приняты 1072 зарегистрированных религиозных организации АРК и Севастополя, исключая мусульманские)
|