Крымология 2.0 Четверг, 25.04.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Промышленность Севастополя

В Севастополе работают сотни предприятий всех отраслей и форм собственности, в том числе 81 промышленное предприятие. Промышленность города представлена, в основном, рядом крупных предприятий судоремонтной промышленности, рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей (60% рыбного хозяйства Украины).

Судоремонтное и судостроительное производство представлено крупнейшим в регионе ОАО «Севморзавод» биография которого с 1783 года тесно связана с историей города и флота. На его верфях был построен знаменитый бриг «Меркурий». Сегодня ОАО «Севморзавод» ищет пути выхода из экономического кризиса путем акционирования, разукрупления. С 1995 года образовано 36 дочерних предприятий, в настоящее время идет их преобразование в хозяйственные общества, с дальнейшим созданием на их базе ОАО холдинговой структуры, предоставлением новых видов услуг, в частности, ремонт иностранных судов. В перспективе, на заводе получит развитие малотоннажное судостроение.

Агропромышленный комплекс Севастополя состоит из виноградарско-винодельческой, плодоовощеконсервной отраслей.

К виноградарско-винодельческой отрасли относятся: Инкерманский завод марочных вин, агрофирма «Золотая балка» (Балаклава), ЗАО им. С. Перовской (пгт. Кача), ГП «Совхоз-завод им. П. Осипенко» (с.Осипенко), ГП«Совхоз-завод „Качинский”» (п. Андреевка). К плодоовощеконсервной — ГП «Совхоз-завод „Садовод”» (с. Верхнесадовое), коллективное сельскохозяйственное предприятие (КСП) «Память Ленина» (с. Терновка), СОАО «Совхоз „Севастопольский”» (п. Сахарная Головка).

На территории региона расположена Крымская помологическая станция Украинской академии аграрных наук (бывший ВИР — Всесоюзный институт растениеводства им. Н. И. Вавилова). Станция расположена в п. Вавилове (ВИР). Кроме научной работы, на станции занимаются и выращиванием фруктово-ягодной продукции (яблоки, груши, айва, черешня, сливы, персики, абрикосы и др.). Виноделие Севастополя имеет ориентацию на выпуск качественных ординарных, марочных и шампанских вин.

Одним из ведущих предприятий отрасли является агрофирма «Золотая балка», входящая в состав «Крымвинпрома». Это одно из старейших и крупных виноградарских хозяйств Крыма, созданное в 1921 г. В АП «Качинский» специализируются на выращивании винограда сортов Херес, Ркацители; в АП «Садовод» — Каберне; в ЗАО им. С. Перовской — Пино, Шардоне, Рислинг, Алиготе.

В плодоовощной отрасли ведущими являются АО «Севастопольский», выращивающий овощную продукцию: помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны и др. КСП «Память Ленина» выращивает в основном яблоки, более разнообразную продукцию выращивают АП «Садовод» и помологическая станция: яблоки, груши, сливы (по сбору сливы «Садовод» занимает первое место в Крыму), айву, виноград.

История промышленности Севастополя

Основная статья: История промышленности Крыма

История промышленности Севастополя до 1948 года имела неразрывную связь с историей Крыма. Лишь с 29 октября 1948 г. город Севастополь выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр и отнесен к категории городов республиканского подчинения.

История промышленности Севастополя в составе Украины

В настоящее время промышленность Севастополя, ее производственная сфера включает обширный спектр выпуска продукции — судоремонт, судостроение, точное машиностроение, производство строительных материалов, сельскохозяйственное производство, рыбодобычу и рыбопереработку. Эти отрасли являются отраслями специализации Севастополя. Особый статус города, определяемый двухвековым формированием его как военно-морской базы, неизбежно навлек односторонность развития инфраструктуры города, около 90 % объема производства приходилось на предприятия военно-промышленного комплекса. В Севастополе в 1960-1980 гг. создавались и работали не только судоремонтные и судостроительные заводы, арсеналы, но и самые современные производства, поставляющие начинку для кораблей и подводных лодок, самолетов и космических аппаратов.

В создании НПО (научно-производственные объединения) судостроения и радиоэлектроники вкладывались колоссальные средства. Детищем ВПК последних десятилетий стали НПО и заводы "Парус", "Муссон", "Маяк", "Электрон". Это было лицо севастопольской промышленности, гордость города, кузница научных и рабочих кадров. Однако с началом демократических перемен в СССР, началом политики разоружения и сокращения вооруженных сил потребность в военной промышленности Севастополя снизилась, что привело к сокращению объемов производства. Специализированные заказы ВПК севастопольским предприятиям снизились в 1986 г. до 90 %, в 1991 - до 44 %, в 1996 - до 20 %. Эту нишу в производстве стала заполнять конверсия.

К 1998 году сократилось число промышленных предприятий, их насчитывается в городе 75, в том числе 10 государственных. Ранее ведущие промышленные предприятия города - Морской завод им. С.Орджоникидзе, завод "Парус", радиозавод им. Калмыкова, завод "Маяк" и др. утратили свою былую славу, распались на десятки дочерних предприятий. Количество предприятий по всем отраслям народного хозяйства, отчитывающихся в городском управлении статистики, на 01.01.1999 г. с численностью работающих до 500 чел. - 2209, с численностью работающих до 1 тыс. человек - 19, с численностью до 10 тыс. - 18, с численностью работающих свыше 10 тыс. человек - в городе нет ни одного (на начало 90-х годов их было несколько).

В 1999 г. в Севастополе из общего количества промышленных предприятий насчитывалось судоремонтных - 19, судостроения 17, по производству стройматериалов - 2, пищевой промышленности - 13. Объем промышленного производства (в действующих ценах на 01.01.1999 г.) предприятий, отчитывающихся в управлении городской статистики, составляет 156897,0 тыс. три. Произведено пищевой продукции: хлебобулочных изделий 19886 тонн, рыбоконсервной продукции 57392 тыс. условных банок, шампанского 3591 тыс. бутылок, вина 893 тыс. дкл. Совхозами и колхозами пригородной зоны произведено продукции в 1998 г.: винограда - 27648 тонн, зерновых - 5406 тонн, мяса (в живом весе) - 112 тонн, семечковых - 3439 тонн, косточковых - 931 тонна, добыто рыбы 213248 тонн.

Во всех отраслях народного хозяйства города занято 172,4 тыс. человек, что составляет 44 % всех жителей. Занятость трудоспособного населения по отраслям выглядит следующим образом: в промышленности - 18,7 тыс. человек, в сельском и лесном хозяйстве - 9,9 тыс., в торговле - 12,6 тыс., на транспорте и связи - 14,8 тыс., в жилищно-коммунальном хозяйстве - 7,5 тыс., в строительстве - 9,0 тыс., в народном образовании - 13,3 тыс., в системе здравоохранения - 9,8 тыс., в науке - 5,5 тыс., в культуре - 2,6 тыс. человек, в прочих отраслях народною хозяйства и в сфере экономической деятельности занято 68,6 тыс. человек. Число безработных на 01.01.1999 г. составило 2769 человек.

В 1998 г. построено жилья общей площадью 74,3 тыс. м2, в том числе Черноморским флотом Российской Федерации - 6,1 тыс. м2, сдано квартир 845, в том числе ЧФ Российской Федерации - 106.

В середине 90-х годов активное участие в строительстве жилого фонда и зданий социально-культурного назначения принимала мэрия города Москвы. В 1994-1998 гг. ею построены и введены в эксплуатацию Центр реабилитации ветеранов войны, жилые дома на 845 квартир, детский сад и средняя школа .

С середины 90-х годов улучшилась работа транспорта. В городе транспортных предприятий общего пользования 18, в том числе АТП-12. В 1998 г. всеми видами городского транспорта перевезено 163834,1 тыс. человек, в том числе: троллейбусами 137242,2 тыс., автобусами 22267,3 тыс., микроавтобусами 1415,6 тыс., катерами 2909,0 тыс. человек.

В 1998 г. в Севастополе потреблено: природного газа 176254 тыс. м3, сжиженного газа - 599,4 тонны, электроэнергии абонентами 626918 тыс. квт/час, воды - 50407 тыс. м3. Протяженность электросетей составляет 131,5 км, одиночная протяженность водопроводов - 554,5 км.

Торговля и общественное питание города в основном находятся в руках акционерных обществ и частных лиц; магазинов в Севастополе на 01.01.1999 г. насчитывалось 550.

Ухудшилось состояние медицинского обслуживания населения. В городе насчитывается 13 больниц и 37 амбулаторно-поликлинических учреждений, почти во всех этих учреждениях медицинская помощь оказывается за плату.

Экономическая реформа в Севастополе в конце 90-х годов имеет больше отрицательных, нежели положительных сторон. По итогам 1998 г. каждое второе предприятие (отчитывающееся в городском управлении статистики) было убыточным. Сумма убытков составила 45715 тыс. грн. (в 1997 г. - 14033,2 тыс. грн.). Наибольшее количество таких предприятий и организаций относится к жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, торговле и общественному питанию.

Наблюдается тенденция изменения форм собственности. С 1992 г. по состоянию на 1 января 1999 г. форму собственности изменили 334 объекта, в том числе: 92 объекта (27,5 %) общегосударственной собственности и 242 объекта (72,5 %) коммунальной собственности. В коллективную форму собственности перешло 311 объектов (93,1 % от общего количества государственных), в частную собственность - 23 объекта (16,9 %).

На 1 января 1999 г. в пригородной зоне Севастополя насчитывалось 8 сельскохозяйственных предприятий, из них 3 - государственной формы собственности и 5 - коллективной, а также 26 фермерских самостоятельных хозяйств, включенных в Единый Государственный реестр.

С начала приватизации государственного жилищного фонда было приватизировано 35 тыс. квартир общей площадью 1510,4 тыс.м2.

В городе осуществляется значительная внешнеэкономическая деятельность. В 1998 г. экспортировано товаров на 44193,64, импортировано на 23240,3 тыс. долларов США. Активное внешнеэкономическое сотрудничество осуществляется с 12 странами СНГ и 72 странами дальнего зарубежья. Важнейшими торговыми партнерами Севастополя в 1998 г. были Россия, Турция, Германия. Швейцария, Великобритания, Испания, Греция .

Объем розничного товарооборота составил (включая общественное питание) за 1998 г. 161359,1 тыс. грн.; по сравнению с 1997 г. произошло снижение на 1,7 %. Заметно уменьшается доля государственного сектора в общем объеме розничного товарооборота, наблюдается рост частного сектора. На 1 января 1999 г. в Севастополе 1148 предприятий розничной торговли и общественного питания, 26 рынков .

В 1998 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось число массовых библиотек с 80 до 70, число киноустановок с платным показом с 34 - до 32, кинотеатров с 23 до 10, без изменения осталось число музеев - 4, театров - 3, школ эстетического воспитания - 9, концертных организаций 1.

Сократилось число санаториев с 23 до 18, в которых отдыхало в 1998 г. 14190 человек, что составляет 40 % от числа отдыхавших в 1990 г. Уменьшилось количество загородных детских лагерей с 17 в 1990 г. до 9 в 1998 г., врачебных больничных учреждений за этот период с 20 до 13. Сократилось число гостиниц, домов колхозника и домов для приезжих.

В Севастополе неплохая спортивная база - 9 стадионов, 3 яхт-клуба, 5 детских юношеских спортивных школ, 4 водных станции, 8 закрытых бассейнов, около 40 стрелковых тиров и 8 теннисных кортов. К сожалению, некоторые спортивные сооружения используются не по назначению, особенно стадионы. В субботние и воскресные дни они становятся торговыми точками.

Севастопольский регион на сегодня имеет достаточно развитую транспортную сеть, включающую в себя все виды транспорта, кроме речного - морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный.

В городе расположены 2 гражданских порта (морской торгово-пассажирский и морской торгово-рыбный). В регионе 19 км причальных стенок, однако только 7 % принадлежат городу, остальные - военным. В Севастополе, единственном городе на Украине, морской транспорт является городским - на маршрутах курсируют 22 катера и 3 парома. По Севастопольским бухтам ходят катера по трем городским маршрутам протяженностью 18,5 миль (31 км) и по пяти маршрутам в зоны отдыха - 19миль(38км). По линии Артбухта-Северная сторона курсирует паром, перевозящий за один раз кроме пассажиров 26 автомобилей.

На долю автомобильного транспорта приходится значительная часть грузо-пассажирских перевозок в пределах региона. Главной осью сети автомобильных дорог региона являются автомагистрали общегосударственного значения Симферополь - Севастополь и Севастополь-Ялта. Эти дороги относятся к автомагистралям 1-й категории. Интенсивность движения по дороге Севастополь-Симферополь около 20 тыс. транспортных единиц в сутки, а Севастополь-Ялта и Севастополь-Евпатория - 1,5-2 тыс. в сутки, этот поток не постоянен и может меняться по сезонам. Автомобильные пассажирские перевозки осуществляет АТП 14330, одно из старейших автотранспортных предприятий. Автобусный парк насчитывает около 300 машин, которые осуществляют перевозку по 35 городским маршрутам общей протяженностью более 280 км, по 18 пригородным - 485 км и 12 межгородским маршрутам. В городе один автовокзал и 4 автостанции, Перевозку пассажиров ведет также таксомоторное предприятие № 14303 и автотранспортное предприятие "Транссервис" .

На 1 января 1999 г. в городе насчитывается всех видов марок автомашин 54381, из них в индивидуальном пользовании 49356. Протяженность городских дорог на 01.01.1999 г. 452 км, в т.ч. асфальтово-бетонного покрытия 342 км.

В структуре городского транспорта значительное место принадлежит троллейбусу. Регулярное троллейбусное движение было открыто 6.11.1950 г. Это был первый троллейбус в Крыму, ходивший по маршруту "Гора Матюшенко (депо) — Железнодорожный вокзал", протяженностью 11 км. В настоящее время в городе 14 троллейбусных маршрутов; протяженность электроколеи свыше 131,5 км. За сутки троллейбусы перевозят более 350 тыс. пассажиров, в парке на 01.01.1999 г. 241 троллейбус.

Севастопольский участок железной дороги относится к Крымскому отделению Приднепровской железной дороги. В 1975 г. участок Симферополь-Севастополь был электрифицирован. Эта железнодорожная линия входит в число наиболее грузонапряженных, так как имеет выход к портам незамерзающего моря. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в перевозке массовых грузов (сырье, топливо) для нужд города и двух флотов. Всего в регионе 6 железнодорожных станций, через которые проходит в год около 7,5 тыс. железнодорожных вагонов и нефтеналивных цистерн. С севастопольского железнодорожного вокзала отправляются прямые пассажирские поезда на Киев, Москву, Санкт-Петербург, Днепропетровск и другие города. Пригородные поезда осуществляют перевозки пассажиров в масштабах Крыма и за его пределами. За год ст. Севастополь-пассажирский обслуживает более 1 млн. пассажиров .

В Севастополе нет специально оборудованного пассажирского аэропорта. На территории региона расположено 3 военных аэродрома. Один из них - "Бельбек" на Северной стороне, начал использоваться под аэропорт 1 гражданского назначения. С августа 1992 г. открыто воздушное сообщение Севастополь (Бельбек) - Киев (Жуляны). За год на аэродромы региона приземляется около 400 самолетов.

Самым крупным предприятием региона по охвату услугами связи является "Севастопольтелеком", который обеспечивает внутригородскую, междугородную и международную телефонную связь. Ее осуществляют 30 АТС. Связь на лажена с более 80 городами СНГ; из Севастополя можно дозвониться в любую страну мира. По плотности телефонной связи Севастополь занимает второе место на Украине после Киева. Осуществляется переход на сотовую связь, первые абоненты которой появились в городе в 1994 г. Получила развитие и пейджинговая связь. В 1993 г. Севастополь вошел в Международную электронную систему коммуникаций. Появилась электронная почта, город получил право вхождения в телексную сеть и доступ к мировому банку данных через глобальную телекоммуникационную сеть. Почтовые услуги населению оказывают 68 отделений связи "Севастопольпочта", в т.ч. 11 в сельской местности. Число телефонных аппаратов, подсоединенных к городской телефонной станции, 118146 единиц, сельской телефонной станции 2442, число таксофонов 1084, квартирных телефонов 99363, трансляционных точек 84725. В 1998 г. отправлено 4113,2 тыс. писем, 248,6 тыс. телеграмм, 24 тыс. посылок, осуществлено 10088,5 тыс. междугородных телефонных переговоров, денежных переводов на 152,0 тыс. грн.

В начале третьего тысячелетия Севастополь по-прежнему остается городом глубоко уважаемым, почитаемым и притягательным. Сюда едут не только жители Украины и стран СНГ, но и многие граждане стран дальнего зарубежья - Германии, Англии, Франции, Польши, США и многих других. Каждый из приезжающих ощущает тот дух подвига, дух героизма, который пропитывал Севастополь на протяжении 216 лет. Очередным признанием заслуг Севастополя служит факт зажжения Вечного огня 6 мая 1999 г. у Мемориальной стены в честь героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. У севастопольцев, моряков Краснознаменного Черноморского флота РФ, моряков ВМС Украины одна цель - достойно нести вахту по укреплению и сохранению мира на южных рубежах.

 
Это заготовка статьи по географии. Вы можете помочь проекту, дополнив её (способы)
 
Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (24.05.2016)
Просмотров: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz