Крымология 2.0 Четверг, 21.11.2024, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Потёмкин (броненосец)
 

«Князь Потёмкин-Таврический» — броненосец русского Черноморского флота. Назван в честь Г. А. Потёмкина.

История постройки

Заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А. Э. Шотт.

Строился по прототипу эскадренного броненосца «Три Святителя», переработанному проекту броненосцев типа «Пересвет», схема бронирования подобна английскому броненосцу «Мажестик».

На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем — из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

В сентябре 1900 года броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на котлы под твердотельное топливо. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

Проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса — 113,2 м, ширина — 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка — три группы паровых котлов (две из них — 14 котлов работали на жидком топливе и одна — из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с. Скорость полного хода корабля — 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Полный запас топлива — 950 тонн, усиленный — 1100 тонн (на уголь приходилось 340 тонн). Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом — 3600 миль. Корабельные запасы воды — 14 суток, запасы провизии — 60 суток.

Главный калибр — четыре 305 мм орудия со стволами длиной 40 калибров, установленных в двух башнях. Масса одного орудия — 43 тонны, скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792,5 м/с, масса снаряда — 331,7 кг. Предельный угол возвышения — 15 градусов. Боекомплект одного орудия составлял: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных, 2 картечных снаряда.

Средний калибр — 16 152 мм орудия длиной ствола 45 калибров, массой — 5 тонн. Скорострельность — 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

История службы броненосца

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж.

Спуск на воду в торжественной обстановке был произведен 26 сентября 1900 года.

Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива.

В этом же году проводились испытания орудийных башен главного калибра, во время которых обнаружились раковины в броне. Башни были забракованы, что отодвигало срок ввода корабля в строй действующих примерно на два года.

Одновременно с закладкой корабля началось комплектование команды. Для этой цели был сформирован флотский экипаж № 36, в задачи которого входила подготовка технически грамотных специалистов для обслуживания сложной техники и вооружения корабля: артиллеристов, связистов, машинистов, минеров и других. В то же время в экипаже проводилась и строевая подготовка.

При вступлении “Потемкина” в строй действующих кораблей полный комплект команды должен был иметь 26 офицеров и 705 матросов.

При выходе на практические стрельбы в район Тендровской косы на корабле было 20 офицеров и около 700 матросов. На берегу остались больные, а часть команды была списана как неблагонадежная в дисциплинарном (читай, в политическом) отношении.

В конце 1904 года новые башни были готовы для установки на место. Корабль с рейда перевели к стенке морского завода. В строй действующего флота броненосец вошел лишь весной 1905 года.

Восстание на броненосце

На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

13 июня 1905 г. броненосец в сопровождении миноносца № 267 прибыл из Севастополя к Тендровской косе — традиционному месту учебных сборов флота для проведения опытных стрельб из орудий главного калибра. Для наблюдения за стрельбами на корабле находились два специалиста прибывшие из Петербурга — начальник артиллерийской чертежной мастерской МТК полковник И. А. Шульц и член комиссии морских артиллерийских опытов Н. Ф. Григорьев.

Днем 13 июня командир броненосца капитан первого ранга Е. Н. Голиков отправил миноносец № 267 в Одессу для приобретения провизии. Ревизором мичманом А. Н. Макаровым и матросами-артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины.

14 июня (по новому стилю 27 июня) 1905 г. на броненосце произошло восстание матросов. Организатором и первым руководителем восстания на броненосце стал уроженец Житомира артиллерийский унтер-офицер Григорий Вакуленчук.

Утром 14 июня часть привезенного на броненосец мяса была положена в котёл для приготовления борща. В 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И. И. Гиляровскому и командиру корабля Е. Н. Голикову.

Командир приказал собрать команду. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца С. Е. Смирновым, который признал его хорошим. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в строю осталось около 30 человек, старший офицер задержал оставшихся, приказал переписать их фамилии и принести брезент. Приказание принести брезент было расценено командой как подготовка к расстрелу задержанных в строю матросов.

Часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Г. Н. Вакуленчиком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев. В завязавшейся схватке старший офицер выстрелом из винтовки смертельно ранил Г. Н. Вакуленчука. В следующее мгновение он был убит несколькими матросами.

В ходе восстания были убиты 6 офицеров: командир корабля капитан 1 ранга Е. Н. Голиков, старший офицер капитан 2 ранга И. И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В. К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н. Я. Ливинцев и лейтенант Н. Ф. Григорьев. Был убит также старший врач броненосца С. Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы.

Восставшие захватили пытавшийся уйти миноносец № 267, командир миноносца лейтенант П. М. Клодт фон Юргенсбург был арестован.

Утром 15 июня матросы привели корабль в охваченную всеобщей забастовкой Одессу, пытаясь помочь бастующим рабочим. На броненосец прибыли представители местных социал-демократических организаций. В порту собралась толпа, полиция и войска покинули территорию порта. Босяцкие элементы города и порта, пользуясь отсутствием в порту полиции и войск, начали грабить товары в складах, разбивать бочки с водкой и вином. В порту начались пожары. Вечером войска, окружившие порт, начали обстрел находившихся там людей, были убиты и ранены сотни человек. В порту сгорели ряд складов и зданий, несколько стоявших у причалов пароходов. Общий убыток от пожара составил около 50 млн рублей.

16 июня восставшие матросы освободили и отправили на берег арестованных офицеров. Состоялись похороны Г. Н. Вакуленчука. При возвращении с похорон почетный караул матросов был обстрелян военным патрулём. Броненосец обстрелял город из орудий. Началось бегство состоятельной части населения из Одессы.

17 июня «Потёмкин» встретился в море с эскадрой под командованием адмирала А. Х. Кригера. Корабли разошлись без открытия огня. При этом к восставшему броненосцу присоединился броненосец«Георгий Победоносец». «Потёмкин» и «Георгий Победоносец» вернулись в Одессу, где 18 июня «Георгий Победоносец» сдался военным властям.

19 июня началось восстание на учебном судне «Прут». 19 июня «Потёмкин» пришел в румынский порт Констанцу. Румынское правительство предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, гарантировав им личную свободу, но запретило снабжать броненосец углём и провизией. Судовая комиссия броненосца отклонила это предложение. 20 июня днём «Потёмкин» и миноносец № 267 покинули Констанцу и 22 июня прибыли в Феодосию, где были пополнены запасы продовольствия. 23 июня «Потёмкин» ушёл из Феодосии обратно в Констанцу, где 25 июня матросы сдались румынским властям. Сам броненосец был возвращён румынскими властями России.

Большинство потёмкинцев жило в эмиграции в Румынии. Отдельные группы матросов уехали в Швейцарию, Аргентину и Канаду, матрос Иван Бешов уехал в Ирландию, где основал популярную сеть закусочных Beshoffs. Часть команды вернулась в Россию сразу после высадки в Констанце с эскадрой адмирала Писаревского и не подвергались наказаниям. Другие вернулись в Россию позднее и были осуждены на сроки от нескольких месяцев до двух лет исправительно-арестантских отделений. Всего до марта 1917 в Россию вернулось 245 человек (31 % команды). Большинство же вернулось в Россию уже после Февральской революции, освободившей матросов-бунтовщиков от грозившей им судебной ответственности.

Восстание было изображено в одноимённом фильме С. М. Эйзенштейна (1925).

В 1955 году все живые участники восстания были награждены орденами Красной Звезды, а двое — орденами Красного Знамени.

Дальнейшая служба

После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе.

В 1911 году линкор прошел модернизацию и стал флагманом Черноморского флота. Осенью 1911 корабль взял впервые учрежденный "Переходящий императорский приз за лучшую стрельбу судов флота".

Участвовал в первой мировой войне. В том числе 5 ноября 1914 принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года — белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Память

В 1972 и 1985 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением броненосца.

 

Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (25.05.2016)
Просмотров: 842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz