Крымология 2.0 Пятница, 26.04.2024, 02:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Политическая система Крыма

Политическая система

Основные органы власти в Крыму это парламент — Верховный совет, и правительство — Совет Министров. Пост президента в Крыму отсутствует. Председатель Совета Министров (премьер-министр) назначается Верховным Советом по согласованию с Президентом Украины. Совет Министров также формируется Верховным Советом на срок её полномочий. Конституция Автономной Республики Крымбыла принята на второй сессии Верховного совета Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года.

В результате выборов 2006 года в крымском парламенте получили места блок «За Януковича!» (Партия регионов и Партия "Русский блок") — 32,55 % (44 мандата), партия «Союз» — 7,63 % (10 мандатов), избирательный блок Куницына — 7,63 % (10 мандатов), Коммунистическая партия Украины — 6,55 % (9 мандатов), Народный рух Украины — 6,26 % (8 мандатов), Блок Юлии Тимошенко — 6,03 % (8 мандатов), блок Наталии Витренко «Народная оппозиция» — 4,97 % (7 мандатов), блок «Не Так!» — 3,09 % (4 мандата)[1].

По итогам выборов 2010 года фракция «Регионы Крыма» получила 80 кресел, «Коммунисты Крыма» (впоследствии расколовшаяся) — 5 кресел, «Курултай-Рух» — 5 кресел, «Союз» (впоследствии потерявший 1 кресло на довыборах) — 5 кресел, «Русское единство» — 3 кресла, «Сильная Украина» — 2 кресла (впоследствии 1 депутат вошел в Партию регионов, а второе кресло стало вакантным).


{{Органы государственной власти АРК}}

Административно-территориальное деление

Основная статья: Административное деление Крыма

В административном отношении республика состоит из 25 регионов: 14 районов (с преимущественно сельским населением) и 11 территорий, подчинённых городским советам городов республиканского подчинения (с преимущественно городским населением). Как можно видеть из приведённой карты, некоторые из этих 11 территорий занимают большую площадь и включают в себя много населённых пунктов помимо города-центра. Главы районов назначаются президентом Украины по представлению премьер-министра Крыма, а главы городов избираются всеобщим голосованием.

Регионы, в свою очередь, состоят из городских, поселковых и сельских общин.

[Административное деление Крыма]

Первые лица
1-е секретари обкома партии (1945—1991)

Первые секретари Крымского обкома компартии (1945—1991)
[показать]
 

 

Председатели Верховного Совета Крыма

Председатели Верховного Совета Крыма
[показать]
 

Премьер-министры (с 1991)

[показать]
Премьер-министры Крыма

Статус Крыма

Автономная Республика Крым является административно-территориальной автономией в составе Украины, и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к её ведению Конституцией Украины.

В частности, согласно Конституции Крыма Верховный совет АРК имеет право заслушивать информацию о деятельности, согласовывать назначения на должности и освобождения от должностей:

начальника ГУ МВД Украины в Крыму;
начальника ГК юстиции Минюста Украины в АРК;
генерального директора ГТРК «Крым»;
прокурора АРК.

Председатели Верховного совета и Совета министров Крыма наделены полномочиями по согласованию назначений на должности и освобождения от должностей:

заместителей начальника ГУ МВД Украины в Крыму;
начальников городских и районных отделов внутренних дел ГУ МВД Украины в Крыму;
заместителей начальника ГУ юстиции Минюста Украины в Крыму;
председателя и заместителей председателя ГНА в Крыму и руководителей районных и городских налоговых инспекций в АРК;
начальника и заместителей управления налоговой милиции в АРК;
начальника и заместителей начальника Контрольно-ревизионного управления в Крыму, начальника и заместителей начальника Крымской региональной таможни;
председателя Фонда имущества Крыма;
директора Радиотелевизионного передающего центра.

История статуса Крыма

Ближайшими правовыми источниками, позволяющими определить передачу государственного суверенитета на территорию Севастополя (как и Крыма) в соответствии с международными нормами того времени, являются Кучук-Кайнарджийский договор от 10 июля 1774 года, Акт о присоединении Крыма и Кубани к России 1783 года и Ясский мирный договор между Россией и Турцией от 29 декабря 1791 года.

19 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ: «Учитывая территориальную общность и общность экономики УССР с Крымом, передать Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР». Указ Президиума на Верховном Совете СССР не утверждался, как того требовали союзная и республиканские конституции[2][3].

Согласно Конституции УССР 1978 г. (Глава 8) Крымская область и Севастополь входят в состав УССР[4].

В Конституции РСФСР 1978 г. в административно-территориальном делении РСФСР Крымской области и Севастополя нет (Статья 71)[5].

Власть в регионах Крыма

Руководители регионов Крыма по месту рождения

 

то же (расшифровка): оранжевый - Крым, синий - Восточная Украина, т.зелёный - Левобережная Украина, желтый - Западная и Правобережная Украина, красный - Россия, красный с точками (=герб СССР) - славяне из нацреспублик, св.зелёный - Узбекистан.

 

Первые заместители руководителей регионов Крыма по месту рождения

Министерства

Крымские министерства можно разделить на три типа

1 тип: министерства культуры, образования, курортов, здравоохранения, социальной политики
2 тип министерства экономики, финансов, промышленной политики (упраздненное).
3 тип: аграрной политики и продовольствия, регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства, реском по ТЭК (ранее министерство).

Министерства первого типа руководят малоприбыльными, но жизненно важными для Автономии предприятиями, определяют политику в некоторых сферах (например рекреации).

Министерства второго типа в целом на Украине контролируют экономическую жизнь страны, но в АРК никаких существенных рычагов влияния на ситуацию, кроме личности министров, не имеют.

Министерства третьего типа в целом на Украине действуют через обладминистрации, так что крымские министерства могут влиять на ситуацию ровно до той степени, до которой ситуация вообще поддается государственному влиянию. Например, попытки МинАПК Украины регулировать цены на продукты питания далеко не всегда оказывались удачными.

Рескомы (в современной системе)

Республиканский комитет по земельным ресурсам
Республиканский комитет по охране окружающей природной среды
Республиканский комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан
Республиканский комитет по охране культурного наследия
Республиканский комитет по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию
Республиканский комитет по информации
Республиканский комитет по лесному и охотничьему хозяйству
Республиканский комитет по строительству и архитектуре
Республиканский комитет по топливу, энергетике и инновационной политике
Республиканский комитет по транспорту и связи

Республиканские комитеты, несмотря на своей более низкий статус, руководят сферами легче поддающимися государственному влиянию. Стало быть если реском не встроен в жесткую исполнительскую структуру, при которой решения принимаются в Киеве, то его власть и самостоятельность оказывается не меньшей чем у некоторых крымских министерств.

Органы президентской вертикали

После кризиса отношений Киева и Симферополя, пришедшегося на президентство Юрия Мешкова, многие функции исполнительной власти никак не завязаны на Совмин АРК и не подотчетны Верховному Совету АРК. Существует специальный институт представителя президента Украины в Крыму.


В 1993-1994 годах существовали:

Министерство внутренних дел Крыма
Министерство юстиции Крыма
Служба безопасности Крыма
Государственный комитет по внешнеэкономическим связям (9 июня 1993 - 29 сентября 1994 года)
Управление делами Совета Министров Крыма (на правах министерства; 9 июня 1993-11 мая 1994 года)

Сейчас первые три органа представлены Главными управлениями МВД, Минюста и Службы безопасности Украины.

Хронология новейшей истории Крыма

Карта Крыма. 1938 год.

1917—1920 — Гражданская война. На территории Крыма несколько раз сменяют друг друга «белые» и «красные» правительства.
7 ноября — 17 ноября 1920 — Перекопско-Чонгарская операция РККА
18 октября 1921 — образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
1927 — Серия землетрясений.
август 1941 — депортация крымских немцев.
1941—1944 — оккупация Крыма немецко-фашистскими войсками.
1944 — 18 мая — депортация крымских татар.
1944 — 26 июня — депортация греков, армян и болгар из Крыма.
30 июня 1945 — ликвидация республики: Крымская АССР преобразована в Крымскую область.
1944-48 годы — массовое переименование городов и сёл Крыма. Переименовано более 90 % населённых пунктов полуострова, исторические крымскотататарские (а также греческие, немецкие и др.) названия заменены на русские.
29 октября 1948 — Севастополь стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность к Крымской области при этом законами не уточнялась)
19 февраля 1954 — по инициативе Н. С. Хрущёва Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР при праздновании 300-летия Переяславской Рады, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».
Северная часть Арабатской стрелки передана из состава Крымской области в состав Херсонской области

Награды Крыма
Файл:Order of Lenin type2.jpg
Орден Ленина

25 апреля 1968 — Совет Министров РСФСР изменяет послевоенный порядок финансирования Севастополя
1989 — начало массового возвращения крымских татар в Крым.
12 февраля 1991 — по результатам всекрымского референдума (состоялся 20 января 1991) Крымская область преобразована в Крымскую АССР в составе УССР
4 сентября 1991 — Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете Крымской АССР.
1 декабря 1991 — на референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины.
26 февраля 1992 — решением Верховного Совета Крымская АССР переименована в Республику Крым.
5 мая 1992 — Верховный Совет республики Крым провозгласил государственную самостоятельность Крыма
6 мая 1992 — принятие первой конституции республики Крым[6]
19 мая 1992 — Верховный Совет республики Крым приостановил действие своего решения о государственной самостоятельности Крыма
25 сентября 1992 — под давлением центральной власти внесены существенные поправки в конституцию республики Крым
14 октября 1993 — в Крыму введена должность Президента республики Крым
30 января 1994 — во время второго тура президентских выборов победу одержал сторонник сближения с Россией Юрий Мешков
20 мая 1994 — принятие конституции в редакции от 6 мая 1992
7 сентября 1994 — в результате острого конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти Верховным Советом республики Крым существенно урезаны полномочия Президента республики Крым
11 сентября 1994 — в ответ на действия Верховного Совета Юрий Мешков распускает крымский парламент и принимает всю полноту власти на себя
октябрь 1994 — Верховный Совет республики Крым принимает поправки к конституции Крыма и обезвреживает конфликт
17 марта 1995 — Верховный Совет Украины отменил конституцию Крыма и пост Президента республики Крым, таким образом Юрий Мешков был единственным президентом Крыма
4 апреля 1996 — вступление в силу новой конституции Крыма
23 декабря 1998 — вступление в силу ныне действующей конституции Крыма, смена официального названия на Автономная Республика Крым.
18 октября 2000 — постановлением Верховного Совета республики утверждён Гимн Автономной Республики Крым.

Управленческая структура АРК

Министерства и «квази-министерства» в сфере исключительной компетенции Автономной Республики Крым

Министерство образования и науки, молодежи и спорта — Гончарова
Министерство курортов и туризма — Лиев
Министерство культуры — Плакида (А.А.)
Министерство аграрной политики и продовольствия — Полюшкин
квази-министерство охраны природного и культурного наследия и природопользования — Опанасюк либо Татаров либо Кацай
квази-министерство архитектуры, строительства и земельных ресурсов — Чабанов либо Ляшевский
Республиканский комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан — Кенжалиев
Малые правительственные органы:

Республиканский комитет по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию — Вайль
ГУ капитального строительства при СМ АРК — Мороз

Министерства, осуществляющие социальную политику АРК как часть государственной социальной политики:

Министерство социальной политики — Семичастная
Министерство регионального развития и ЖКХ — Кижаев


Министерства и республиканские комитеты, осуществляющие государственную экономическую политику на территории АРК:

Министерство экономического развития и торговли — Верба
Министерство финансов — Копытов
Республиканский комитет по транспорту и связи — Ванханен
Республиканский комитет по топливу, энергетике и инновационной политике — Колобов

Административный аппарат и прочие органы Совета министров :

Председатель Совета министров АРК — Могилёв
Заместители Председателя Совета министров АРК — Бурлаков, Псарев, Абдуллаев, Темиргалиев, а также Удовина и Колобов совмещающие две должности
Управление делами Совета министров АРК — Удовина
Республиканский комитет по информации — Волченко
ГУ внешних связей СМ АРК — Никитина
Государственный архив в АРК — Лобов
Фонд имущества АРК — Герасимов

Представительство президента в АРК

Постоянный представитель президента Украины в АРК — Плакида (В.Т.)
заместители представителя президента в АРК — Дегтярёв, Канивец, Мамутов.

Территориальные органы ведомств силового и юридического блока:

ГУ МВД Украины в АРК — Радченко
ГУ ГСЧС Украины в АРК (ранее МЧС) — Шахов
ГУ юстиции в АРК — Коровченко
ВМСУ МО Украины — командующий Ильин.
ГУ СБУ в АРК — Колачев
Азово-Черноморское региональное управление Госпогранслужбы Украины — Хортюк
Крымская таможня Миндоходов Украины — Пудрик
ГУ Министерства доходов и сборов в АРК — Кондрашов

Верховный Совет Крыма

Председатель — Константинов
его заместители — Донич, Иоффе

Постоянные комиссии ВС АРК, близкие по охвату к министерствам СМ АРК:

Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по санаторно-курортному комплексу, туризму и предпринимательству — Черняк
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по образованию, науке, делам молодежи и спорту — Косарев
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по культуре — Цеков
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан — Абдураимов
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по социальным вопросам, здравоохранению и делам ветеранов — Запорожец
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по региональному развитию, строительству и контролю за приватизацией — Пальчук
председатель Постоянной комиссии ВС АРК по земельным, аграрным вопросам, экологии и административно-территориальному устройству — Янаки
Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по бюджетной, экономической и инвестиционной политике — Нахлупин

Комиссии ВС АРК, специфичные для этой ветви власти:

Председатель Постоянной комиссии ВС АРК по нормотворческой деятельности, организации работы Верховного Совета и связям с общественностью — Бахарев
Комиссия ВС АРК по взаимодействию с органами местного самоуправления в Автономной Республике Крым (председатель) — Клычников

Судебная система

Судебные системы Автономной Республики Крым и Севастополя входят в состав судебной системы Украины как обычные её части, не наделенные никакими особыми полномочиями.

В АРК созданы 24 местных суда общей юрисдикции: во всех районных центрах и городах республиканского подчинения (в Саках, Красноперекопске и Джанкое суды обслуживают и район и город, а потому носят статус межрайонных); в Симферополе расположено 4 суда - Симферопольский районный и суды 3-х районов города (Железнодорожный, Центральный и Киевский).

В Севастополе созданы 4 местных суда общей юрисдикции — по количеству районов города.

Хозяйственные местные суды, административные окружные суды, апелляционные суды общей юрисдикции существуют в каждом регионе Украины, число судов каждого типа составляет 27, то есть по одному каждого типа в АРК и Севастополе.

Апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды образуют судебные округа, объединяющие несколько регионов Украины. Округа апелляционных хозяйственных и апелляционных административных судов в целом не совпадают, но для Крыма оба суда расположены в Севастополе. Севастопольский апелляционный хозяйственный суд и Севастопольский апелляционный административный суд распространяют свою юрисдикцию на город Севастополь и Автономню Республику Крым.

Верховный суд, Конституционный суд и Высшие специализированные суды располагаются в Киеве — именно так находятся последняя инстанция, способная пересматривать приговоры судов.

Интересной особенностью апелляционных судов общей юрисдикции является то, что в АРК и ряде областей их судебные палаты размещены не только в административном центре, но и в других городах. В АРК - в Симферополе и Феодосии, в Днепропетровской области — в облцентре и Кривом Роге, в Донецкой области - в облцентре, Мариуполе и Артемовске.

Апелляционный суд АРК (общей юрисдикции) состоит из 5 судебных палат. Судебные палаты по гражданским делам (в Симферополе и Феодосии), по уголовным делам (в Симферополе и в Феодосии), специализированная судебная палата по рассмотрению уголовных дел. Судебные палаты по гражданским и уголовным делам в городе Феодосия рассматривают апелляции на решения Керченского, Ленинского, Феодосийского, Судакского, Кировского, Советского и Нижнегорского судов первой инстанции.

Всего в судах АРК работают 273 судьи[7]

Эволюция парламентской системы

Важным вопросом современной эволюции парламентской системы Крыма являются истоки формирования фракции «Регионы Крыма», к которой ныне принадлежит более 80% депутатов крымского парламента.

Беспартийные кандидаты, выдвинутые Партией регионов на выборах 2010 года:

Бахарев Константин Михайлович (проживает в Симферополе) — в прошлом созыве был избран от Блока «За Януковича!» (его отец в том же созыве - депутат от КПУ).
Безазиев Лентун Романович (проживает в Симферополе) — в прошлом созыве отсутствовал; ветеран крымской политики; в 3-м и 4-м созывах — депутат от КПУ (1998-2006).
Вергель Сергей Александрович (проживает в Киеве)
Егоров Сергей Викторович (проживает в Симферополе)
Заяц Сергей Анатольевич (проживает в городе Украинка Киевской области)
Мардоян Фрунзе Амазаспович (проживает в Симферополе)
Мельник Александр Иосифович (проживает в Симферополе) — в прошлом созыве был избран от Блока «За Януковича!»
Охлопков Андрей Дмитриевич (проживает в Обуховском районе Киевской области)
Сумулиди Николай Георгиевич (проживает в Симферополе)


Депутаты, сменившие партийную принадлежность к 6-му созыву ВС Крыма:

Клычников Владимир Николаевич: в 5-м созыве от партии «Союз», в 6-м от Партии Регионов.
Ковитиди Ольга Федоровна: в 5-м созыве беспартийная (субъект выдвижения — избирательный блок «Блок Куницына»)
Овдиенко Александр Дмитриевич: в 5-м созыве от Блока Юлии Тимошенко (доизбран в ВС Крыма по 44-му округу при поддержке ПР)
Русецкий Олег Леонидович: в 5-м созыве от партии «Союз»
Удовина Ольга Максимовна: в 5-м созыве от НДП (субъект выдвижения — «Блок Куницына»)
Фикс Ефим Зисьевич: : в 5-м созыве от СДПУ(о) (субъект выдвижения — «Оппозиционный блок НЕ ТАК!»)

Кадр партии (депутаты 6-го и 5-го созывов; в 6-м созыве — от ПР, в 5-м — также, если не указано в скобках иное):

АНУФРИЕВ Владимир Александрович
БАХАРЕВ Константин Михайлович
ВАСИЛЬЕВ Александр Модестович
ГРИЦЕНКО Анатолий Павлович (выведен из состава парламента)
ЗАЙЦЕВ Петр Дмитриевич
ЗАПОРОЖЕЦ Петр Петрович
КЛЫЧНИКОВ Владимир Николаевич (в прошлом созыве - партия Союз)
КОВИТИДИ Ольга Федоровна (в прошлом созыве - Блок Куницына)
КОЛИСНИЧЕНКО Николай Петрович
КОНОВАЛЕНКО Галина Ивановна
КОНСТАНТИНОВ Владимир Андреевич
ЛУБИНА Людмила Евгеньевна
ЛУКАШЕВ Игорь Михайлович
МЕЛЬНИК Александр Иосифович
МИХАЙЛОВ Евгений Анатольевич
МУСТЕЦОВ Вадим Анатольевич
РОМАНЕНКО Сергей Дмитриевич
РУСЕЦКИЙ Олег Леонидович (в прошлом созыве - партия Союз)
УДОВИНА Ольга Максимовна (в прошлом созыве - Блок Куницына)
ФИКС Ефим Зисьевич (в прошлом созыве - от "Оппозиционного блока НЕ ТАК!")
ЧЕРНЯК Алексей Юрьевич

Таким образом, из 82 депутатов франции «Регионы Крыма» 15 человек представляют кадр партии (среди них беспартийный Бахарев К.М.), 7 — старых парламентских деятелей ВС Крыма, сменивших партийную принадлежность в пользу Партии Регионов, 6 — беспартийных новых выдвиженцев по спискам ПР, 1 — лидер республиканской организации влившийся в ПР партии «Сильная Украина»; 53 — новых депутатов (из них 4 начали свою парламентскую деятельность даже не с начала каденции).

Социально-имущественный состав группы из 53 «новых депутатов» не анализировался, принадлежность к 1-4 созывам Верховного Совета Крыма тоже. Таким образом можно говорить о существенном обновлении состава крымского парламента по сравнению с 5-м созывом, но не строить прогнозы.


Депутаты 6-го, 5-го и 4-го созывов Верховного совета Крыма. На 2014 год - во фракции регионы Крыма, партийная принадлежность в момент избрания в состав ВС Крыма 4-го созыва дана в скобках:

АНУФРИЕВ Владимир Александрович (беспартийный)
КОЛИСНИЧЕНКО Николай Петрович (КПУ)
МИХАЙЛОВ Евгений Анатольевич (беспартийный)
РУСЕЦКИЙ Олег Леонидович (Аграрная партия; потом партия «Союз»)

Кроме того 5-й созыв пропустили, но были в 4-м и есть в 6-м:

Акимов
Арабаджиев
Бабенко
Баталин
Базазиев
Глобинец
Гафаров
Иоффе
Калын
Клычников
Котовский
Кравченко
Лютиков
Янаки
Груба (с 2012 года - депутат Верховной Рады Украины)


В 2002 году в Верховный Совет Крыма было избраны всего 3 члена Партии Регионов: Кравченко (пропустил 5-й состав), Киселев (многолетний глава республиканской организации ПР, в 2007-2012 годах депутат Верховной Рады Украины; с 2012 года «вышел из игры») и Дейч (в 5-м и 6-м составе ВС Крыма отсутствовал из-за депутатства в парламенте Украины).

Таким образом, наиболее долгоиграющий кадровый резерв Партии Регионов в АРК представляют 4 депутата трех созывов (Ануфриев, Колисниченко, Михайлов и Русецкий) , два нардепа Украины (Дейч и Груба), нынешний председатель Верховного Совета Крыма Константинов (депутат 3-го, 5-го и 6-го созывов ВС Крыма), старый партийный кадр Кравченко, группа депутатов из 13 депутатов 4-го созыва и группа из 11 депутатов 5-го созыва. То есть 30 человек в Верховном Совете Крыма и 2 человека в Верховной Раде Украины.

По прошлой партийной принадлежности лишь 3 из 32 — старые партийцы, 2 — бывшие депутаты от Компартии, 4 — от Аграрной партии, 8 — беспартийные депутаты созыва 2002-2006 года, 3 — партийные депутаты того же созыва (НДП, «Союз» и ППП), 11 — новый партийный набор 2006 года, 1 — беспартийный из набора 2006 года. Сюда же следует добавить 39 человек, начавших свою депутатскую деятельность с 2010 года и даже позднее. Ещё 13 человек находятся во фракции «Регионы Крыма» в силу мимолетной политической конъюнктуры и нет никаких оснований предполагать, что они намерены там находиться вечно (6 беспартийных, ставших парламентариями в 2012 году, 6 недавних членов других партий, 1 бывший руководитель партии-сателлита).

Хотя мы не наблюдаем внутрипартийной дискуссии в республиканской организации Партии регионов, даже без привлечения какой-либо инсайдерской информации, очевидно существование совершенно различных групп интересов в фракции ПР в Верховном Совете Крыма.

На остальные политические партии Крыма в Верховном Совете АРК приходится 17 депутатских голосов. 4 — татарско-украинская фракция «Курултай-Рух», 4 — партия нардепа Украины Миримского «Союз», 3 — партия «Русское единство», союзная Партии регионов (2 из 3 депутатов в прошлом созыве ВС Крыма проходили по спискам блока «За Януковича!»), 3 — члены фракции КПУ (компартии которую возглавляет П.Симоненко), 2 — бывшие руководители крымской партогранизации компартии, изначально поддержавшее Л.Грача в конфликте с Симоненко (сейчас они - внефракционные депутаты), 1 - независимый татарский депутат.


Из 10 избранных в 2012 году народными депутатами Украины по крымским округам политиков 4 ранее бывали депутатами Верховного Совета Крыма: Виталина Дзоз (4-й состав), Борис Дейч (4-й состав ВС Крыма, нардеп Украины в 2006-2012 годах), Григорий Груба (4-й и 6-й состав) — все трое члены Партии регионов, Лев Миримский - глава партии «Союз» (4-й и 6-й состав, а в 1994-2006 народный депутат Украины). Кроме того, нардеп Лютикова Валентина Ивановна — родная сестра депутата Верховного Совета Крыма 4-го и 6-го созывов Лютикова Владимира Ивановича, её должность до избрания — секретарь Керченского горсовета. Из оставшихся 5 человек двое — главы местного самоуправления, 1 — глава крупного бюджетообразующего предприятия, 1 — экспат, член команды премьер-министра Джарты, 1 — экспат, организатор яркой компании по развитию культуры в 6-м избирательном округе (по совместительству сестра главы президентской администрации).

Ситуация в партиях парламентского меньшинства

Из 17 не входящих ныне во фракцию «Регионы Крыма» депутатов лишь трое были в составе Верховного Совета Крыма 4-го созыва:

коммунист А.М. Авидзба
член фракции «Русское единство» С.И.Шувайников
курултаевец А.Р.Абдуллаев (сейчас зампредседателя Совмина Крыма, не явл. депутатом ВС АРК).

В составе Верховного Совета Крыма 5-го созыва были:

С.И.Шувайников и С.П.Цеков — тогда блок «За Януковича!» (состоящщий из ПР и русофильских партий), сейчас — фракция «Русское единство»
А.М. Авидзба — тогда и сейчас КПУ
В.Р. Романов — тогда КПУ, сейчас внефракционный из-за конфликта с ЦК компартии во главе с П.Симненко
Э.А. Гривковский, С.Б. Савченко, Л.Ю. Миримский (с 2012 года в Верховной Раде Украины) — партия «Союз»
Р.И.Ильясов, Л.П.Пилунский, А.Р.Абдуллаев (перешел на работу в Совмин Крыма) — тогда Народный Рух Украины, сейчас фракция «Курултай-Рух».

Итоги существования партийного парламента.

Из 8 депутатских кресел 5-го созыва, принадлежащих Блоку Юлии Тимошенко, в кресло депутата 6-го созыва пересел только А.Д.Овдиенко — на довыборах по мажоритарному округу и поддержке Партии Регионов.

Из 10 депутатских кресел 5-го созыва, принадлежащих партии «Союз», в кресла депутатов 6-го созыва пересели четверо: двое во фракции партии «Союз» и двое во фракции «Регионы Крыма».

Из 10 депутатских кресел 5-го созыва, принадлежащих блоку Куницына, в кресло депутата 6-го созыва пересел только сам Сергей Куницын (в 2012 году уехавший в Киев), ещё двое избрались при поддержке Партии регионов и вошли в её фракцию.

Из 4 депутатских кресел 5-го созыва, принадлежащих блоку «НЕ ТАК!» в кресло депутата 6-го созыва пересел только Е.З.Фикс как член Партии регионов. Нестор Шуфрич, бывший крымским депутатом в 2006-2007 годах, впоследствие вошел в число влиятельных нардепов Верховной Рады Украины от Партии Регионов.

Блок Наталии Витренко «Народная оппозиция», состоящий из 7 депутатов, был разгромлен — ни один из его членов в 6-й состав Верховного Совета Крыма не попал.

Из 8 депутатов Народного Руха Украины в 6-й состав попали трое, из 9 депутатов фракции Компартии в 6-й состав попали двое, и наконец из 44 депутатов блока «За Януковича!» в новый состав попали 16 человек по списку Партии регионов и 2 человека по списку «Русского единства».

В конечном итоге из 100 депутатов 5-го созыва Верховного Совета Крыма в следующий созыв попали 32 человека. Из блока «За Януковича» — 41% (18 из 44 человек), из сохранивших свою дееспособность альтернативных партий — 22% (8 из 37), плюс четверо их бывших членов избрались при поддержке Партии регионов, три политические силы полностью прекратили свое существование - из их 19 депутатов под партийными знаменами не переизбрался никто, лишь двое избрались при поддержке Партии регионов.

Влияние Курултая-Руха снизилось с 8% до 5% (включая внефракционного депутата), влияние коммунистического движения с 9% до 5% (кроме того в крымской компартии произошел раскол), влияние партии «Союз» снизилось с 10% до 4%. Группа сторонников Куницына имевшая 10% в крымском парламенте после отъезда шефа в Киев не имеет ни одного голоса. Блоки Юлии Тимошенко (украинские национал-демократы) и Наталии Витренко (русские левые) полностью сошли с политической арены полуострова. Искуственно-протестное объединение блок «НЕ ТАК!» влилось в Партию регионов.

Новые кадры Партии Регионов (40 депутатов)

Из 40 депутатов, впервые попавших в крымский парламент, к партийному списку Партии регионов относились (из её членов):

Павленко Янина, директор винодельческого предприятия
Скляров Александр, ветеранская организация
Шаповаленко Виктор, директор предприятия в Запорожской области
Беляев Владимир, госчиновник
Васютин Иван, бизнесмен из Ялты
Осипенко Владимир, глава кредитного общества
Нахлупин Виталий, директор инфраструктурного предприятия
Дёмин Егор, бизнесмен из Севастополя
Темиргалиев Рустам, молодой научный работник
Смолянов Михаил, бизнесмен из Симферополя
Георгиади Лариса, деятель коммерческого образования
Мальчиков Константин, бизнесмен из Черноморского района
Франчук Игорь, глава наблюдательного совета компании (проживает в Киеве)
Федоркин Сергей, ректор НАПКС

Кроме того по партийному списку были избраны 5 беспартийных:

Вергель Сергей Александрович (проживает в Киеве), беспартийный
Сумулиди Николай Георгиевич (проживает в Симферополе), беспартийный
Мардоян Фрунзе Амазаспович (проживает в Симферополе), беспартийный
Заяц Сергей Анатольевич (проживает в городе Украинка Киевской области), беспартийный
Егоров Сергей Викторович (проживает в Симферополе), беспартийный

Ещё один беспартийный «новичок» был избран в Верховный Совет Крыма по 46-му округу (в Симферопольском районе) — Охлопков Андрей Дмитриевич (проживает в Обуховском районе Киевской области).

Таким образом, из 39 новых лиц Партии регионов, 12 были избраны по партийным спискам, а 28 — по мажоритарным округам. Учитывая, что 1 округ остался за партией «Союз», получается что в 21 округе победили люди, уже когда-то участвовавшие в крымской парламентской политике.

Из 28 территориальных округов, где выборы выиграли новые лица: оба Алуштинских округа, Армянский, Джанкойский, 2 из 3 Евпаторийских, Красноперекопский, Сакский, 4 из 8 Симферопольских, Судакский, 2 из 3 Феодосийских, 2 из 3 Ялтинских; Красноперекопский районный, оба Бахчисарайских оба Ленинских, Первомайский, Черноморский округа. Кроме того, ещё 5 округа в других районах (части Бахчисарайского, Джанкойского, Кировского, Красногвардейского и Симферопольского районов).

Из 28 человек 7 — муниципальные чиновники, 1 — директор винодельческого предприятия, 3 руководителя санаторно-курортного учреждения, 2 деятеля образования, 1 главный редактор газеты, 2 руководящих работника инфраструктурных предприятий, 2 руководителя крупных частных предприятий, 1 руководитель агропредприятия, 2 банковских топ-менеджера, 7 предпринимателей различного масштаба и профиля.

Таким образом, из 40 человек 11 крымских бизнесменов различного профиля и 2 некрымских, 7 муниципальных чиновников, 4 деятеля образования, 2 винодела, 3 деятеля санаторно-курортного комплекса, 3 руководителя инфрастуктурных предприятий, 2 менеджера крупных частных компаний, 3 банковских менеджера, 1 руководитель агропредприятия, 1 председатель ветеранской организации, 1 главный редактор газеты. Таким образом, 63% новых депутатов потенциально политически надежны, так как даже если в должностном отношении зависимы от государства, то несут ответственность также перед своими трудовыми коллективами.

Старые кадры (19 депутатов-мажоритарщиков)

Были и в 4-м и в 5-м составах крымского парламента: 3 человека (в четвертом составе они были членами Аграрной партии, КПУ и беспартийным; в пятом составе двое от блока «За Януковича!» и один от партии «Союз»)
Были в 5-м составе крымского парламента: 4 человека (в пятом составе 3 были членами ПР и один беспартийным)
Были в 4-м составе крымского парламента: 12 человек (в четвертом составе 1 член Партии регионов, 3 члена Аграрной партии, 1 член Партии промышленников и предпринимателей, 1 член КПУ, 1 член НДП, 5 беспартийных).

Кадровый костяк ПР и примкнувшие депутаты (многомандатный округ)

Из 32 депутатов, получивших мандаты по списку Партии регионов 14 были новыми партийцами, 5 беспартийными, стало быть 13 уже имели парламентский опыт.

Депутат Иоффе был в Верховном Совете Крыма 4-го созыва, депутат Клычников был и в 4-м и 5-м крымском парламенте, беспартийный депутат Бахарев в 5-м созыве избирался от блока «За Януковича!», 7 депутатов были членами Партии регионов в 5-м составе крымского парламента (Васильев, Зайцев, Запорожец, Константинов, Коноваленко, Лубина, Романенко), 3 депутата были в прошлом составе членами других партий (Ковитиди, Удовина, Фикс).

Политическая надежность 18 депутатов, не принадлежащих к новой партийной генерации пришедшей в 2010-2013 годах, а состоящий из кадрового костяка Партии регионов, примкнувших «ветеранов» крымской политики и беспартийных составляет 56%.

Общая политическая надежность

Политическая надежность нового поколения депутатов Партии регионов (42 человека) — 62%
Политическая надежность партийного костяка (7 человек) — около 100%
Политическая надежность беспартийных бизнесменов (6 человек) — около 0%
Политическая надежность остальных из многомандатного списка (6 человек) — 50%
Политическая надежность позже присоединившихся членов фракции (2 человека) — около 0%

Общая политическая надежность всех, кроме многократных победителей выборов в мажоритарных округах, — 57% (36 из 63 человек).

Политическая надежность «ветеранов» крымской политики, победивших в мажоритарных округах, (19 человек) — не имеет смысла оценивать (но точно не менее 42%, то есть 8 из 19 человек).


Общий вывод, заключается в том, что из мастерски составленного большинства в 82 депутата, крымские избиратели Партии регионов вполне могут рассчитывать на 44 человека, а кроме них на 5 коммунистов и 3 членов партии «Русское единство», что достаточно для сохранения большинства в Верховном Совете Крыма при любом внешнем давлении. В результате выборов 2010 года крымский парламентаризм укрепился, хотя и временно приобрел черты монопольного доминирования одной политической силы. Устойчивость депутатского корпуса к внешнему давлению возросла, а состав существенно оздоровился по сравнению с созывом 2006-2010 года. В то же время, на обочину крымской политической жизни были вытеснены силы, представлявшие в прошлой каденции 25% политического поля полуострова, что однозначно привело к чувству ущемленности интересов у их избирателей. Результаты выборов в Верховную Раду Украины 2012 года показывают наличие у части крымского общества оппозиционных настроений.

Дрейф политических предпочтений

На настоящий момент из 99 занятых кресел в Верховном Совете Крыма 82 принадлежит фракции «Регионы Крыма», 4 — «Курултай-Руху», 3 — КПУ, 3 — «Русскому единству», 4 — партии «Союз», 3 - внефракционным депутатам (2 - коммунистических взглядов, 1 - бывший член фракции «Курултай-Рух»).

Если бы крымский парламент формровался в 2012 году на основе выборов в Верховную Раду Украины, то соотношения было бы таким: 73 — Партия регионов, 11 — Коммунистическая партия, 5 — Курултай, 2 — их союзники из «Объединенной оппозиции», 4 — «УДАР», 3 — «Русское единство», 2 — внефракционных (от партии «Союз» и беспартийный). Это показывает недостаточную представленность коммунистов и либеральных оппозиционеров (типа «УДАРа») в нынешнем составе Верховного Совета АРК по сравнению с приблизительной оценкой политических симпатий крымчан.

Новейшая политическая история Крыма

1 тур выборов президента Крыма 1994 года

 

1 тур выборов президента Украины в 1999 году (сельские районы АРК)

В первом туре украинских президентских выборов 1999 года в АРК выиграл коммунист П.Симоненко, но в некоторых районах (Джанкойском, Нижнегорском, Советском, Красноперекопском, Первомайском и Раздольненском) и в городах Ялта и Армянск выиграл Л.Кучма.

Во втором туре как в 5 больших городах АРК (суммарно), так и в остальном Крыму (также суммарно) выиграл П.Симоненко, но в некоторых местах преимущество досталось Л.Кучме (в частности в Ялте, Феодосии и Армянске).

Ко второму туру население значительно мобилизовалось — явка выросла на 10%. Число голосов за П.Симоненко выросло на 50%, за Л.Кучму — на 41% (в обоих случаях за счет голосов избирателей самых разнообразных политических предпочтений). В тот момент проходящие выборы казались краеугольным камнем у которого решается будущее Крыма и Украины. И в действительности, крымское общество более никогда не разделялось с тех пор на две почти равные половины (в 5 крупных городах Симоненко опередил Кучму всего на 4%, в остальном Крыму — на 9%).

Участие севастопольских депутатов в крымском парламенте (1990-1998)

В Верховном Совете Крыма 1-го и 2-го созыва заседали депутаты от Севастополя, который имел и имеет статус отдельной от АРК административной единицы.

В крымском парламенте созыва 1990-1994 года территорию современной АРК представляли 163 депутата от одномандатных округов с 1 по 163, территорию Севастополя — 28 депутатов от одномандатных округов с 167 по 194, кроме того было пять депутатов от национально-культурных обществ (армянского, греческого, болгарского, немецкого и татарского). Из 28 севастопольских депутатов 5 были беспартийными и 23 членами КПСС на момент избрания (то есть партийными были 82% севастопольских депутатов). Для сравнения из 26 симферопольских депутатов 9 были беспартийными, 1 - членом ВЛКСМ и 16 членами КПСС (то есть лишь 62% симферопольских депутатов были партийными). Разного рода перестроечные движения скорее находили отклик в административно-транспортном Симферополе, чем в военном Севастополе.

В крымском парламенте созыва 1994-1998 года территорию АРК представляли 55 мажоритарных депутатов (округа 1-55), территорию Севастополя 11 мажоритарных депутатов (56-66 округа), кроме того было 32 депутата избранных по многомандатному избирательному округу (из них одновременно 28-29 человек). В многомандатном избирательном округе 14-15 депутатов принадлежали к Меджлису крымсотатарского народа, 11 — к блоку «Россия», 2 - к Коммунистической партии Крыма, 1 - к Партии экономического возраждения Крыма (ПЭВК).

Из 32 побывавших депутатами по партийным спискам 23 жили в Симферополе, 1 - в Севастополе (депутат И.С.Ерошкин от блока «Россия»), также депутаты жили в Ялте, Алуште, Саках, Черноморском районе, Бахчисарае и Бахчисарайском районе, Белогорске и Белогорском районе.

Среди мажоритарных депутатов Севастополя 55% выступали от блока «Россия», 18% от Республиканской партии Крыма, 27% были беспартийными. Среди депутатов от современной территории АРК 69% представляли блок «Россия», 24% были беспартийными, 4 из 55 представляли мелкие партии (1 - ПЭВК, 1 - Русскую общину, 2 - Русскую партию Крыма). Если сравнивать Севастополь и Симферополь, то правящая сила — блок «Россия» пользовалась приблизительно одинаковой популярностью 6 из 10 депутатов от Симферополя, 6 из 11 депутатов от Севастополя. Сугубо севастопольским явлением была Республиканская партия Крыма.

Протестное голосование (на примере Референдума 2000 года)

После урезания автономии Крыма некоторая часть крымчан крайне скептически относится к голосованиям, проводимым Украиной. Примером этого может служить явка на всеукраинском референдуме 2000 года: явка в Севастополе составила всего 45,54% при общеукраинской явке 78,77%. Явка в Автономной республике Крым была второй с конца, но тем не менее значительно выше севастопольской, — 64,15%.

Все четыре вопроса референдума были встречены в Севастополе (да и в АРК) без энтузиазма, хотя положения города-региона и автономной республики не касались:

за формулировку 1-го вопроса высказались 60,24% севастопольцев, и 70,12% жителей АРК (среднеукраинский показатель — 84,69 %)
за формулировку 2-го вопроса высказались 73,47% севастопольцев, (среднеукраинский показатель — 89 %), большей скепсис чем АРК проявили Полтавская и Херсонская области.
за формулировку 3-го вопроса высказались 74,20% севастопольцев, (среднеукраинский показатель — 89,91 %), аналогично с Полтавской и Херсонской областями
за формулировку 4-го вопроса высказались 61,05% севастопольцев, (среднеукраинский показатель — 81,68 %), большей скепсис чем АРК проявил Киев.

Данные по явке, содержащиеся в разделе «ход голосования» и в разделе «результаты голосования» существенно разнятся, что впрочем тенденции не переламывает: севастопольцы крайне скептически отнеслись к идее референдума 2000 года.

Явка в Севастополе во время общеукраинских голосований:

1998 год — 50,9% (или 50,28% по данным о ходе голосования — на 20:00)
1999 год, 1 тур президентских выборов — 56,2% (или 52,76% по данным о ходе голосования)
1999 год, 2 тур президентских выборов — 63,5% (или 59,76% по данным о ходе голосования)
2000 год, референдум — 55,01% (или 45,54% по данным о ходе голосования)
2002 год, парламентские выборы — 59,3% (или 58,66% по данным о ходе голосования)
2004 год, 1 тур президентских выборов — 70,27%
2004 год, 2 тур президентских выборов — 81,86%
2004 год, 3 тур президентских выборов — 79,88%
2006 год, парламентские выборы 63,12%
2007 год, парламентские выборы — 57,66%
2010 год, 1 тур президентских выборов - 65,77%
2010 год, 2 тур президентских выборов - 67,48%
2012 год, парламентские выборы — 49,65%.

События «Оранжевой революции» 2004 года всколыхнули жителей Севастополя, но уже в 2006 года их избирательная активность снижается, а к 2012 году возвращается на уровень 90-х годов. Низкую явку в 2012 году вполне можно рассматривать как форму политического протеста.

В 2002 году 2,0% избирателей проголосовавших за кандидатов по партийным спискам не сочли нужным голосовать за мажоритарных депутатов от Севастопля, в 2012 году таких отказников было 0,8%. На повторных выборов по 224-му одномандатному округу, прошедших из-за перехода депутата П.В.Лебедева в правительство, явка упала с 49,4% до 23,6% — что в общем-то обычно для подобных довыборов.

Интересной особенностью Севастополя на парламентских выборах 2002 года было зашкаливающе высокое протестное голосование — 6,5% при среднеукраинском показателе 2,4%. В 2006 году ничего подобного не было: против всех проголосовали 1.53% севастопольцев и 1,77% всех украинских избирателей. В 2007 году 2,09% севастопольцев и 2,73% всех избирателей. В 2012 году графа против всех была изъята из избирательных бюллетеней. Кроме того, севастопольцы продолжают отдавать голоса идейным партиям, которые с высокой вероятностью не попадут в парламент. Такое голосование также является формой протеста.

Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (25.05.2016)
Просмотров: 1703 | Рейтинг: 2.8/14
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz