Владимир Натанович Орлов (8 сентября 1930 — 25 ноября 1999) — известный детский поэт и драматург.
Биография
Родился 8 сентября 1930 года в семье типографского рабочего. Прежде, чем стать любимцем детворы, успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и учился портняжить, но это мало что объяснит. Ведь известно, что есть немало подходящих биографий, но, увы, катастрофически мало настоящих талантов.
О поэте с блога Анатолия Зеликмана:
Многие сатирические произведения поэта решительно отвергались редакциями. Внешность его тоже не всегда благоприятно воспринималась редакторами-юдофобами. “Стихи ваши хороши, но нам не подходят”… По этому поводу поэт с печальной иронией писал: “С годами я мучительно старею, хирею, пропадаю ни за грош. Я стал похож на старого еврея, а был на молодого я похож”. Но почему исконная русская фамилия Орлов? Псевдоним? Нет, фамилия подлинная. Ее поэт унаследовал от отца, а тот – от своего деда-кантониста, получившего за солдатское усердие участок земли в Крыму и в придачу – громкозвучную фамилию своего полкового командира.
Владимир Орлов вошел в детскую литературу как-то сразу, минуя период ученичества, поиска своего почерка. Орловская мудрая и чуть лукавая интонация сразу узнаваема. Первые его стихи привез в Москву Маршак, разглядевший в рукописи крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей, вполне сложившегося поэта. Многие стихи, вошедшие в первые книжки, давно уже стали классикой детской литературы, и порой знают их, не зная даже фамилии автора.
Его перу принадлежат книги для детей «Кто в доме живет», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюшка обижается»[2] - всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Астрель» и на родине поэта в Крыму. В Крыму в 1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов «Прочтите взрослым». Перу Владимира Орлова – драматурга принадлежат около двух десятков пьес для кукольных театров, из которых самая известная, «Золотой цыпленок», обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом.
В СССР была выпущена пластинка со стихами В. Орлова «Кто кого боится». Читает В. Володин[3].
Владимир Орлов часто выступал как поэт-сатирик, постоянный автор знаменитой полосы «ЛГ» «12 стульев» и был одним из авторов «Детской комнаты» и стихов под именем собирательного образа Евг. Сазонова.
На стихи Орлова написано немало популярных песен для детей.
Работал с детским журналом «Крымуша». Долгое время был членом его общественного совета.
Владимир Натанович Орлов скончался 25 ноября 1999 года в Симферополе.
На родине писателя в Симферополе его имя носит Крымская республиканская детская библиотека[4].
Библиография Владимира Орлова
- «Жизнь и приключения корабельного кота Пушки»[5]
- «Когда на планете хозяева дети»
- «Всем. Всем добрый день!»
- «Первая дорожка»
- «Банан для черепахи»
- «Длинная песенка» (Издательство «Малыш», 1968)[6]
- «Если мы вместе» (Крымиздат, 1962)
- «Кавардак» (Феодосия, 1992)
Современники о Владимире Орлове
Ольга Корф:
[«] Добрый юмор, легкая ирония – органичные свойства детской поэзии Орлова. Он никогда не стремился ни высмеять, ни рассмешить, хотя прекрасно умел и то и другое – достаточно вспомнить, что он был блестящим сатириком, одним из любимых авторов прославленной 16-й страницы «Литературной газеты», постоянным участником таких рубрик, как «Клуб 12 стульев», «Детская комната»… Он писал стихи от имени известного всей стране «душелюба и людоведа» Евг.Сазонова, и взрослые читатели ценили его острый язык. Памятником сатире того времени стала яркая книга сатирических и юмористических стихов Орлова «Прочтите взрослым» (1983).
И с детьми он говорил о вещах сложных, неоднозначных, Говорил, конечно, совсем иначе, но всегда говорил правду. Никогда не лукавил, не держал «фигу в кармане». Потому что маленькие дети имеют обыкновение верить взрослым. И взрослые просто обязаны поселить в детских душах умение восхищаться прекрасным, веру в людей, интерес к жизни…Орлов учил их уму-разуму тактично, опираясь на их собственное поэтическое видение мира. И главное: он относился к детям, как требовала того традиция советской детской литературы, как завещали лучшие ее представители, – с невероятной искренней теплотой. Он писал для детей, которые были ему симпатичны, которых он уважал и любил. А многие нынешние авторы словно пишут для «умственно отсталых», считая современных читателей не вполне человеками, потому и стихи их холодны, как будто сделаны на основе примитивной компьютерной программы…[7]
[»]
Леонид Сорока:
[«] Вокруг Володи клубилось множество интересных людей. Везде, где он появлялся – в Киеве, в Москве, в пионерских лагерях на крымском побережье –
друзья сражались за право принять его. Его трогательные детские песни пели ребята по всей стране. Его стихи постоянно появлялись в «Детской комнате» «Литературки» в период расцвета знаменитых «12 стульев». Он дважды был лауреатом премии «Золотой Остап». Но никогда не кичился своей известностью. Появляясь в пионерлагере, он спешил надышаться атмосферой детского братства, послушать звуки горна поутру, посидеть в кругу девчонок и мальчишек, послушать их рассказы и самому повеселить их какой-нибудь неожиданной байкой. Не удивительно, что потом в своих стихах, пьесах и сказках он так тонко чувтствовал психологию своего читателя, слушателя, зрителя. Менялись времена, сваливались на Володю одна за другой болячки, но он оставался самим собой. Когда вы оказывались у него дома, сразу же создавалось ощущение, что вы попадали в какое-то энергетическое облако доброты и надежности, в которое хозяин впускал вас, и ощущение это оставалось надолго после того, как поезд или самолет уносил вас за тысячу километров от него. Его отношение к письмам, которые он писал друзьям – это совершенно отдельная тема. В тревожные дни января 1991-го, когда Саддам Хусейн обстреливал ракетами Израиль и Володя знал, что мы по нескольку раз за ночь, натягивая противогазы, укрывались в бомбоубежищах, он писал почти ежедневно. И эти письма надежнее любых психологов помогали держаться. Начал писать стихи, которые составили озорную и острую книгу миниатюр «Еврейское счастье»[8]
[»]
Вадим Левин:
[«] У него не было высшего образования. Но были редкие способности, интерес к жизни и десятки людей, которые любили его и всегда готовы были помочь. Он блестяще знал русскую литературу — и детскую, и взрослую. Обладая тонким языковым чутьем и художественным вкусом, он виртуозно владел словом и любил словесные игры. Он был желанным гостем и собеседником в пионерских лагерях и в школах, в университете и совхозах, на морском судне и в театре, на радио и телевидении, в редакциях газет и в издательствах, в библиотеках и в крымской обсерватории… Бывать в обсерватории он особенно любил. Наверное, потому что чувствовал родство между морем и космосом. Более всего его привлекали тайны этих стихий.[9] [»]
О творчестве Владимира Орлова
Родное.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речка,
Небо надо мною –
Это все мое, родное!
Всех люблю на свете я!
Это Родина моя!
Вторую волну популярности это детское стихотворение приобрело после выхода на экраны фильма С. Бадрова «Брат-2».
А с песней Владимира Хвойницкого на стихи Владимира Орлова "Дом для мухи" младшая внучка композитора Карина Хвойницкая выиграла гран-при конкурса "Opus-2005", который проходил в городе Лорет-де-Мар в Испании.
|