Крымология 2.0 Четверг, 21.11.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Оборона Севастополя (1941—1942)

В Крыму к середине октября 51-я отдельная армия (командующий генерал Ф. И. Кузнецов) и прибывавшая туда Приморская армия (командующий генерал И. Е. Петров) насчитывали 12 стрелковых и 4 кавалерийские дивизия. Из них на наиболее опасном, северном направлении — на перешейках занимали оборону только пять дивизий: четыре на Ишуньских позициях и одна на Чонгарском перешейке. Для наступления на Крым немецко-фашистское командование выделило 7 пехотных дивизий 11-й армии, перебросив их с мариупольского направления, и румынский корпус (2 бригады).

Противник перешел в наступление 18 октября, когда Приморская армия только еще начала прибывать из Одессы. В ходе напряженных кровопролитных боев вражеские войска 20 октября прорвали Ишуньские позиции. Советские дивизии оказались в тяжелом положении. В степной части Крыма не было подготовленных в инженерном отношении рубежей, на которых можно было бы закрепиться.

Чтобы выправить положение, Ставка объединила действовавшие в Крыму сухопутные и морские силы, создав 22 октября командование войск Крыма во главе с вице-адмиралом Г. И. Левченко. Ему были подчинены 51-я, Приморская армии и Черноморский флот. Ведя непрерывные бои с наступавшим противником, Приморская армия отступила к южному побережью, 51-я армия не смогла остановить врага на Керченском полуострове, отошла к Керчи и 16 ноября была эвакуирована на Таманский полуостров.

Попытки немецких и румынских войск 30—31 октября и в первых числах ноября с ходу захватить Севастополь были отражены его гарнизоном, состоявшим преимущественно из частей и подразделений морской пехоты, курсантов военно-морских училищ и других учебных подразделений.

Началась героическая оборона Севастополя. Большую помощь защитникам города оказывала береговая и корабельная артиллерия. В артиллерийской поддержке с моря приняли участие десятки кораблей, в том числе линкор «Парижская Коммуна», 5 крейсеров, 2 лидера и 11 миноносцев. 4 ноября части, защищавшие главную базу флота, были объединены в Севастопольский оборонительный район (СОР). 9 ноября командующим войсками района был назначен вице-адмирал Ф. С. Октябрьский. В состав СОРа влилась Приморская армия, вышедшая к Севастополю по южному берегу Крыма. Это увеличило общую численность его защитников до 50 тыс. человек. На аэродромы Севастопольского оборонительного района базировалось до 90—100 самолетов. Противовоздушная оборона СОРа в начале ноября насчитывала 60 зенитных орудий и 30 пулеметов.

Овладев аэродромами Крыма, противник начал наносить удары с воздуха по боевым кораблям, находившимся в Севастополе. К тому же Северная бухта оказалась под обстрелом врага. Поэтому отряд корабельной артиллерийской поддержки в составе крейсеров «Красный Крым», «Красный Кавказ» и трех миноносцев был перебазирован в порты Кавказа.

11 ноября с подходом главных сил 11-й армии противник предпринял тщательно подготовленное наступление на Севастополь. Защитники города оказали гитлеровским войскам решительное сопротивление. За 10 дней напряженных боев дивизиям 11-й армии удалось вклиниться в передовую оборонительную полосу лишь на двух участках: в направлении Дуванкоя на 3—4 км и Мекензия — на 1—2 км. Понеся большие потери, враг 21 ноября вынужден был прекратить наступление.

Развернулось активное партизанское движение. Летом 1941 года был создан Севастопольский партизанский отряд. В его рядах действовала так называемая группа Арбузова, в которую входили юные бойцы-добровольцы, пионеры и комсомольцы. Среди них были Юрий Рацко, Валерий Волков иЧекмак Вилор Петрович. Все они отдали свои жизни в борьбе с фашистами. Вилор Чекмак, который был в партизанском отряде разведчиком, 10 ноября 1941 года, ценой собственной жизни спас своих товарищей от карателей. Он стал первой жертвой в отряде.


Черноморский флот вел боевую деятельность в условиях нараставшей угрозы его военно-морским базам с суши. На защиту их и были направлены его основные усилия.

Для перевозок на Черном море противник использовал преимущественно небольшие суда, совершавшие переходы в мелководной прибрежной полосе. Это ограничивало возможности применения против них подлодок. До августа 1941 г. подводники флота совершили девять походов к вражеским берегам. В августе ноябре на прибрежных коммуникациях подводные лодки выставили ряд минных заграждений. Всего до конца 1941 г. подводные лодки Черноморского флота провели 103 боевых похода, потопили восемь судов (22 405 брт) и повредили четыре (14 250 брт) . В числе уничтоженных судов были два (из пяти) крупных итальянских танкера, доставлявших нефтепродукты из Румынии через пролив Босфор. Из-за этого Италия длительное время испытывала перебои в поставках нефти из Румынии.

Действия авиации Черноморского флота на море были ограничены в связи с привлечением ее к решению задач на сухопутном фронте. До декабря 1941 г. на морские коммуникации противника она совершила всего 419 самолето-вылетов. При этом было потоплено четыре судна. Более эффективно военно-воздушные силы флота использовались против военно-морских баз и промышленных объектов Румынии. Несмотря на господство в воздухе вражеской авиации и потерю ряда своих аэродромов, черноморские летчики только за первый месяц войны нанесли 25 бомбардировочных ударов по Констанце, 10 - по Плоешти, 26 — по Сулине, 33- по Тулче. Неоднократным налетам подвергались военные объекты в Бухаресте, Галаце, Брэиле и других городах. В августе 1941 г. в результате двух налетов на Черноводский железнодорожный мост через Дунай авиация флота разрушила его ферму и повредила нефтепровод. Она активно поддерживала действия Дунайской военной флотилии, которая в июне высадила десанты на полуостров Сату-Ноу и в районе Килии, а позднее прикрывала отход 14-го стрелкового корпуса через Килийское гирло.

Сообщение с Одессой осуществлялось транспортными судами Черноморско-Азовского пароходства и боевыми кораблями. Немецко-фашистское командование, понимая, что от этого зависит исход борьбы за Одессу, нацелило свою авиацию на срыв морских перевозок. За время обороны города самолеты противника нанесли свыше 200 ударов, уничтожив в море и базах 9 кораблей и судов. Однако нарушить коммуникации, связывавшие Одессу с Севастополем и другими базами, им не удалось.

После перебазирования кораблей в порты Кавказа условия боевой деятельности Черноморского флота стали еще более сложными. В этот период большое место в ней занимала конвойная служба. Для морских перевозок в осажденный Севастополь осенью 1941 г. использовалось 74 сухогрузных (264 тыс. брт) и 16 нефтеналивных (160 тыс. брт) судов гражданских наркоматов и военного флота. Каждый их переход требовал специального обеспечения. К эскортированию транспортов привлекались крейсеры, эсминцы, тральщики и сторожевые катера.

В первые же дни борьбы за Севастополь немецко-фашистское командование для блокирования базы с моря создало специальную группу бомбардировщиков и торпедоносцев, базировавшихся на приморские аэродромы Крыма.

Наиболее опасным участком пути следования кораблей в Севастополь был заминированный фарватер в районе главной военно-морской базы. Возможность подрыва на минах здесь дополнялась угрозой с воздуха и обстрелом вражеской артиллерии с берега. Особую трудность представляла борьба с новыми, магнитными минами противника. Всего в ноябре транспортные суда в охранении боевых кораблей совершили 178 рейсов в Севастополь с войсками, вооружением, боеприпасами и продовольствием было вывезено оттуда более 26 тыс. жителей города и раненых воинов, 25,6 тыс. тонн грузов.

Боевые действия на черноморских коммуникациях

Основным средством нарушения вражеских коммуникаций на Черном море являлись подводные лодки. На 1 января 1942 г. в составе Черноморского флота их насчитывалось 43, в том числе 19 малых. Однако результаты действий лодок оставались скромными — противник по-прежнему использовал для перевозок малотоннажные суда, которые совершали короткие переходы в прибрежных водах: Бургас — Варна (50 миль), Варна — Констанца (80 миль), Констанца — Сулина (80 миль), Сулина-— Бугаз (70 миль).

С января по апрель 1942 г. подводники потопили всего три транспорта. Флот за это время потерял одну подводную лодку. Наиболее упорной и ожесточенной была борьба на советских морских коммуникациях. С первых чисел ноября 1941 г. судьба блокированного с суши Севастополя во многом зависела от морских перевозок. Основной базой, через которую шло его снабжение, был Новороссийск. Часть войск и грузов перевозилась из Поти и Туапсе.

В отдельные дни, особенно при отражении наступления гитлеровцев на Севастополь в ноябре и декабре, сюда направлялось до 14 транспортов с грузами. Кроме того, из Батуми и Туапсе корабли доставляли жидкое топливо на Керченский полуостров войскам Крымского фронта,

К началу обороны Севастополя Черноморский флот в своем распоряжении имел 74 сухогрузных судна (264 тыс. брт) и 16 нефтеналивных судов (160 тыс. брт). Для обеспечения сообщения с Севастополем он мог привлечь 2 крейсера, лидер, 12 эскадренных миноносцев, 12 базовых тральщиков, 67 сторожевых катеров. Перевозки, как правило, осуществлялась небольшими конвоями и одиночными транспортами. Для сопровождения транспортов обычно выделялись несколько эсминцев, тральщиков, сторожевых катеров, а в особо важных случаях — и крейсеры. При подходе к портам и базам и во время стоянки конвои прикрывались также истребителями. Для прикрытия транспортов и боевых кораблей от прицельного бомбометания и артиллерийского обстрела в период их нахождения в главной базе широко применялось задымление Севастопольской бухты.

Главную угрозу для морских перевозок на Черном море представляла вражеская авиация. Ее господство в воздухе, во многом определявшееся выгодным базированием на аэродромы Крыма, позволяло противнику надежно контролировать значительный морской район. Это заставляло командование флота устанавливать маршруты движения в Севастополь с таким расчетом, чтобы конвои большую часть пути следовали за пределами радиуса действий самолетов противника. Всего определились три маршрута, которые проходили по параллелям 43°, 43,5° и 44°. Самый короткий из них составлял 250 миль (Севастополь —-Новороссийск), самый длинный — 420 миль (Севастополь — Батуми).

В целях скрытности переходы планировались таким образом, чтобы транспорты входили в бухты Севастополя и выходили оттуда в темное время суток.

Основными объектами налетов немецко-фашистской авиации были корабли и суда, находившиеся в Севастополе. Всего в период с ноября 1941 г. по май 1942 г. гитлеровцы произвели 1856 самолето-вылетов для бомбардировки города. С конца апреля массированным, ударам вражеской авиации стали подвергаться также Новороссийск и Туапсе.

В зимний период трудностей в осуществлении морских перевозок прибавилось. Из-за частых штормов пришлось сократить использование в конвоях малых боевых кораблей. Кроме того, в конце декабря — начале января большая часть корабельного состава флота привлекалась к участию в Керченско-Феодосийской десантной операции. Из-за нехватки боевых кораблей транспорты в Севастополь направлялись со слабым охранением или вообще без него. Так, из 161 судна, прибывшего в декабре в Севастополь, 50 следовали самостоятельно.

Командованию флота в организации перевозок приходилось идти и на другие крайние меры. Когда защитникам Севастополя требовалась немедленная помощь, особенно во время отражения вражеских штурмов, для переброски подкреплений использовались и быстроходные боевые корабли. Так, с 7 по 13 декабря — перед очередным наступлением противника — 2 крейсера, 6 транспортов, 2 миноносца и тральщик доставших в Севастополь 388-ю стрелковую дивизию; с 20 по 23 декабря, когда обстановка в этом районе вновь обострилась, из Новороссийска на крейсерах и эсминцах была переброшена отдельная морская стрелковая бригада и из Туапсе — стрелковая дивизия.

Всего в декабре транспорты и боевые корабли доставили в Севастополь 34 тыс. человек, 26 танков, 78 орудий, 178 автомашин и свыше 23 тыс тонн грузов; вывезено было 10 630 тонн грузов и около 13 тыс. жителей города и раненых войнов.

В январе-феврале 1942 года напряженность на севастопольской коммуникации снизилась. Керченско-Феодосийская десантная операция приковала главное внимание сторон к Керченскому полуострову. Транспортный флот и боевые корабли были заняты преимущественно перевозкой войск и грузов в этот район для Крымского фронта. В феврале действовавшие с ноября 1941 г. маршруты движения конвоев в Севастополь, в связи с тем что противник хорошо изучил их, были изменены. Но и новые вскоре стали известны врагу. Поэтому в дальнейшем для каждого конвоя устанавливался свой маршрут, с учетом обстановки и технических данных транспортов. Всего с января по март в Севастополь прибыло 170 транспортов и боевых кораблей, доставивших 46,9 тыс. человек, десятки тысяч тонн грузов.

К весне 1942 г. обстановка под Севастополем вновь осложнилась. Противник установил на подходах к Севастопольской бухте постоянный блокадный дозор из торпедных катеров и самолетов-торпедоносцев, базировавшихся на ближайших пунктах захваченного им побережья Крыма. Подступы к городу с моря контролировались немецкой авиацией и простреливались дальнобойной артиллерией с суши. К апрелю советская авиагруппа в районе Севастополя насчитывала лишь 52 самолета и не могла обеспечить прикрытие конвоев. Проход транспортных судов в бухты Севастополя стал практически невозможен. Вся тяжесть перевозок легла на боевые корабли, но и они с трудом прорывались в осажденную базу.

Командование Черноморского флота принимало действенные меры, чтобы сохранить эту коммуникацию. В апреле оно разработало детальный план доставки в Севастополь боеприпасов, горючего и продовольствия подводными лодками. Были определены номенклатура грузов, их габариты, способ упаковки, вес, организация погрузочно-разгрузочных работ, график переходов. Для увеличения грузовместимости лодок с некоторых из них снимали торпедно-артиллерийское вооружение. Такая подводная лодка могла брать до 80-—100 человек и до 35—40 тонн груза.

Максимальное использование сил и средств позволило Черноморскому флоту зимой 1941/42 г. справиться с задачей по защите своих морских коммуникаций и обеспечению перевозок для осажденного Севастополя и для Крымского фронта.

Советский Военно-Морской Флот зимой 1941/42 г. вел напряженную борьбу на морских путях сообщения, обеспечивал боевые действия сухопутных войск на приморских направлениях. Аудиорепортаж 1942 года из осажденного Севастополя:

[«] Враг подходил к Перекопу.

В Севастополе формировались части морской пехоты.

Лучшие люди кораблей и частей флота шли добровольцами, чтобы на суше бить врага, не допустить фашистов к главной базе - Севастополю. Защищая родной город на суше, герои-черноморцы возродили и умножили боевые традиции революционных моряков, беспощадно истребляя фашистских оккупантов.

У микрофона - командир бригады морской пехоты, полковник Житилов:

- Дисциплинированность, отвагу и мужество показали бойцы, командиры и политработники в боях за Севастополь.

Шестой месяц наши части обороняют подступы к черноморской крепости - Севастополю.

На самых ответственных участках фронта, в самые напряженные моменты боев за родной город, не дрогнули наши подразделения, не отошли назад ни на шаг.

Только за три месяца, декабрь, январь и февраль, по самым скромным подсчетам, мы истребили до 6000 фашистских солдат и офицеров.

 
Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (24.05.2016)
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz