Крымология 2.0 Вторник, 23.04.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Маяки Крыма

Маяки Крыма — маяки Украины, маяки России (находящиеся в аренде у Черноморского флота России по версии официальных властей Украины), а также маяки статус которых не определен, находящихся на территории Крыма. Также в этой статье упоминаются маяки и других регионов, так как без них судоходство в акваториях Крымского полуострова уже невозможно.

История крымских маяков

Несколько тысяч лет назад человек развёл на берегу костёр, чтобы указать путь кораблю. Потом огонь вспыхивал на специально сложенном из камней возвышении, затем появилась первая башня, на верхней площадке которой ждала своего часа груда хвороста. Примерно 26 веков назад ,к тому времени, как до берегов Крыма добрались греческие колонисты – опытные мореходы, маяки уже были самыми обычными и необходимыми постройками на берегах. Особенно если подходы к ним изобиловали отмелями, щетинились скалами. Некоторые Крымские маяки до сих пор стоят в тех же местах, где сооружали свои башни древние мореходы.

Рософар

На старинных генуэзских лоциях мыс, выступающий у Караджинской бухты, там, где нынче село Оленевка, назывался Рософар – «Красный огонь», «Красный маяк». Так что, судя по названию, какое-то сооружение, указывающее путь кораблям, на мысе тогда было. В настоящее время не сохранился.

От кромки берега тянется почти трёхкилометровая песчаная отмель – кладбище кораблей. Здесь находили свою гибель и античные суда, и богатые генуэзские «торговцы», турецкие и русские корабли. Переменчивое море то хоронит свою добычу под новыми грудами песка, то вдруг обнажает какое- нибудь затонувшее судно.

В конце XVIII века на этом побережье промышляли разбойники: зажигали по ночам огни на берегу, заманивая корабли на камни и отмели, а потом грабили суда.

Корабли гибли у Тарханкутского мыса во множестве, факт достоверный. Именно поэтому в начале XIX века было решено поставить здесь маяк. Строительство длилось три года: практически все материалы приходилось доставлять издалека (фонари, например, закупались в Англии), были сложности с водой (её доставляли из деревни Караджи).

В 1816 году было закончено строительство 36-метрового Тарханкутского маяка, который «светил постоянным белым огнём, обеспечивая дальность видимости до 12 миль» (из «Истории Тарханкутскрго маяка»).

Тарханкутский маяк имеет и свою летопись, где записаны все события. От очень важных, например как во время войны он подавал необходимые сигналы; как, отступая, немцы намеривались взорвать башню, но местный мальчик успел перерезать шнур, до разных мелочей, скажем, сколько скота имели в 1900 году живущие у маяка смотрители.

Евпаторийский маяк

Следов его предшественника, который мог указывать путь мореходам много веков назад, здесь не обнаружено – впрочем, путеводные огни могли просто зажигать на берегу обитатели этих мест.

Сам Евпаторийский маяк, который через три года отпразднует своё полутаровековое существование, несколько раз прибавлял в росте, в конце концов вымахал до 52 метров в высоту и стал самым высоким на всём Черноморском побережье.

После Крымской войны именно в Евпаторию, «распробовав» целебный воздух и удобные пляжи, потянулись курортники. Немало публики прибывало сюда и посла лечения в Сакской грязелечебнице.

Княжна Елена Горчакова писала:

[«] Евпатория оживает только во время морских купаний. А по своему положению она могла бы сделаться богатым и цветущим приморским городом. Морские купания в Евпатории славятся как лучшие в Крыму. [»]

Правда побывала она здесь тридцать лет спустя после того, как любители морских ванн перестали жаловаться на такое «курортное неудобство», как … кораблекрушения, с завидным постоянством происходившие у этих берегов. Именно поэтому Евпаторийское общество пароходства и торговли обратилось в дирекцию маяков Чёрного и Азовского морей с просьбой установить маяк.

В 1861 году решётчатая башня на козлах впервые указала путь кораблям. Сначала светили масляные лампы, доставлявшие в жару и холод немало хлопот смотрителю, затем их заменили керосиновыми. Сразу после войны выстроили новую башню маяка, 20-метровую, а уже в 1970 году её сменила другая, выше в два с лишним раза.

Маяки ЮБК

К востоку от Аю-Дага находится мыс Плака. Многие знают, что мыс кусочек древней маячной истории. «Лампада», «лампас» - Так называли в своих описаниях земли Таврической это место древнегреческие собиратели сведений о дальних странах. Это означает «светильник», «факел».

В средние века в этих местах построили небольшое укрепление, в котором по ночам горели огоньки, указывая путь морякам. Искаженное греческое слово можно узнать и в старом, крымскотатарском названии этого места Кучук-Ламбат, который в 1946 году стал Малым Маяком.

И греческое слово «Форос» - «огонь» - тоже подсказывает, что очень давно с одноимённого мыса подавали сигналы кораблям. Есть документальные упоминания о маяке, а точнее, о христианском храме, служившим маяком (об этом упоминают в книге «Форос» крымские краеведы В. Некрасова и В. Рязаниева), которые относятся к средневековью.

Ялтинский маяк (построен в конце XIX века) пережил капитальную перестройку после войны.

Во время боёв за город в 1944 году он показался артиллеристам слишком уж хорошим ориентиром для наводки – в итоге повреждён оказался настолько, что легче оказалось построить новый, чем восстанавливать руины.

Самая южная точка Крыма, название которой, как предполагают, произошло от имени хищной птицы сарыч, у древних мореплавателей называлась Криуметопон – «бараний лоб». В описаниях пути из Греции в Таврику он упоминается не раз. Наверняка об этот упрямый «лоб» разбивалось немало греческих кораблей, да и века спустя случались морские катастрофы.

Маяк на мысе Сарыч построили в 1898 году, после больших войн у крымских берегов, его героическая история связана уже с Великой Отечественной. Немецкие войска намертво завязли у Севастополя, в ноябре 1941 года они хозяйничали уже по всему полуострову, а город моряков не сдавался, Сарычский маяк находился на отшибе, и фашисты не раз пытались захватить его. Гарнизон маяка во время одной из атак взорвал мосты на подступах к нему, заминировал дороги и… продолжал работать – маяк светил идущим в Севастополь судам.

О севастопольских маяках – Херсонесском, Инкерманском, Ай-Тодорском можно написать отдельную книгу. Возможно, до конца позапрошлого века, когда Севастополь рос и укреплялся, они имели своих предшественников, но сведений об этом почти не сохранилось.

Новая история этих маяков пестрит интересными фактами. Херсонесский маяк был пионером в радиосвязи кораблей с берегом. Именно на нём великий русский изобретатель Александр Степанович Попов в 1900 – 1905 годах, когда служил в Морском ведомстве, проводил свои опыты.

Перечень маяков Крыма

Бакальский
Исайчева
Мыса Черный
Ярылгачский, передний
Ярылгачский, задний
Бухты Узкая, передний
Бухты Узкая, задний
Скалистый
Прибойный
Тарханкутский
Морская
Окуневка
Донузлавский входной, передний
Донузлавский входной, задний
Второй, передний
Второй, задний
Третий, передний
Третий, задний
Четвертый, передний
Четвертый, задний
Поповка
Витино
Евпаторийский
Карантинный
Солодунова
Николаевка
Лукулльский
Маргопуло
Любимовка
Инкерманский, передний
Инкерманский, задний
Константиновский, передний
Константиновский, задний
Северного мола
Карантинный входной, передний
Карантинный входной, задний
Лукулльский, передний
Лукулльский, задний
Стрелецкий, передний
Стрелецкий, задний
Бухты Круглая, восточный
Бухты Камышовая, передний
Бухты Камышовая, задний
Манганари
Казачьей бухты, передний
Казачьей бухты, задний
Херсонесский
Балаклавский входной
Балаклавский, передний
Балаклавский, задний
Западный, передний
Западный, задний
Сарыч
Ай-Тодорский
Ялтинский
Массандровский, передний
Массандровский, задний
Кипарисный
Алушта
Рыбачий
Башенный
Судакский
Меганомский
Щебетовка
Киик-Атлама
Ильинский
Феодосийский, передний
Феодосийский, задний
Западной набережной
Дальние Камыши
Чаудинский
Кыз-Аульский
Такильский  45.104691, 36.451162 (G) (O)
Порт Керчь, Широкого мола, передний
Порт Керчь, Широкого мола, средний
Порт Керчь, Широкого мола, задний
Порта Крым, передний
Порта Крым, задний
Ени-Кале
Павловский, передний
Павловский, задний
Бурунский, передний
Бурунский, задний
Камыш-Бурунский, передний
Чурбашский, задний
Мыс Зюк

 
Это заготовка статьи по географии. Вы можете помочь проекту, дополнив её (способы)
 
Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (24.05.2016)
Просмотров: 841 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz