Общий подход к изучению культуры Крыма
Раздел авторский. Дополнять можно, но на условиях вступление в дискуссию. Автор — администратор проекта (1 из 6) — Алексей Крымов.
Поскольку ваш покорный слуга до сего года (2013) только и занимался, что географией культуры, да будет невозбранно ему заявить следующее: крымская культура XIX-XXI веков является частью русской культуры и её изучение немыслимо в отрыве от изучения русской культуры во всей её территориальной полноте (с Москвой, Сибирью, Киевом, миром русской эмиграции). Этнические черты армян, греков, евреев, украинцев безусловно имеют некоторое значение и проявляются в их творчестве, но за исключением самого позднего периода (1991-2013 годов), не выводят крымскую культуру за рамки русской культуры, и даже не придают ей такого местного колорита, который мы наблюдаем в Одессе. Ни территориальная (причастность к Крыму или к пресловутой «Южной России»), ни тем более этническая составляющая не имеют существенного значения — всё происходящие в Крыму связано с тем, что происходит в Санкт-Петербурге, Москве, Перми или Харькове. Связано стилистически, жанрово, тематически и философски.
Так, например, И.К.Айвазовский (феодосиец) — академист, А.С.Степанов (симферополец) — передвижник, etc.
Греческие или варяжские древности, извлеченные из земли государственной волей русских царей, никогда не назывались частью русской культуры — этого самозванства наш народ себе не позволял. Именно по этому готские или аланские памятники средневекового Крыма не являются и никогда не станут крымскотатарской или украинской культурой (а лишь культурой Украины и культурой Полуострова, где живут крымские татары).
Народная культура украинцев и русских, с самого нашего появления на полуострове в XVIII веке, — это предмет изучения этнографии. Так же и культура татарского мусульманского населения — это предмет этнографии. И, если в силу разных причин крымские татары за XIX-XXI век не создали ни серьёзных живописных полотен, ни памятников архитектуры, значит не создали. Вот если бы создали, была бы крымская культура суммой локальных частей русской и исламской культур. А раз нет, то крымская культура — часть русской культуры, а иное — это этнография.
С 1991 года Крым пребывает в отдельном от России государстве, закономерно, что многие сознательные_украинцы (термин есть такой политологический ) полуострова считают своё творчество частью украинской культуры. Это отражает действительный факт. Происходит также возрождение исламской культуры (носители её в Крыму — крымские татары, узбеки, турки, кавказские мусульмане), закономерно, что влияние русской живописной или иной традиции на авторов-мусульман не велико. Этот компонент культуры Крыма относится к исламской культуре. Представители остальных 100 народов и народностей Крыма продолжают находиться в своём творческом поиске в рамках русской культуры, а их этничность по прежнему существенной роли не играет.
Итак, основная тема это «Место культуры Крыма 1783-2013 годов в русской культуре». Дополнительные: 1) этнография народов Крыма; 2) история культуры Крыма до 1783 года; 3) украинская и исламская культура в Крыму после 1991 года; 4) проявления этничности авторов в искусстве и литературе Крыма XIX-XXI веков (например, «армянскости» Айвазовского).
Архитектура
Народы, в разные времена переселявшихся в Крым, приносили с собой архитектурные традиции своих далёких прародин. В национальной архитектуре одних впоследствии развивалось особое «крымское направление», для иных Крым становился местом деятельности «архитектурной оппозиции». В Крыму сохранялись те тенденции, которые были отвергнуты (под внешним ли давлением или в силу развития архитектурной мысли) на основной этнической территории.
В путеводителях обычно выделяют древнегреческие, итальянские, татарские, армянские архитектурные сооружения как некие замкнутые общности, национальные стили. Такой подход оспаривается как минимум для периода XV-XVIII веков, и связано это с взаимопереплетением турецких, армянских и крымскотатарских архитектурных традиций.
С развитием архитектуры в Крыму тесно связанно развитие скульптуры, в особенности монументальной (см Памятники Крыма).
Архитектура в Таврической губернии
После присоединения Крыма к Российской империи, архитектура полуострова развивается в общем русле русской архитектуры.
Многие известные архитекторы приложили руку к украшению Крыма, но наиболее системно Крымом занимался Николай Петрович Краснов, бывший с 1887 по 1899 год главным архитектором Ялты. По его проекту в Крыму было построено 61 здание: дворцы великосветской знати, виллы, особняки, доходные дома, культовые, просвятительские и общественные учреждения.
Вот лишь некоторые из них:
Ливадийский дворец (1911 год)
Дворец «Дюльбер» (1895—1897 года)
Дворец «Харакс» (1908-1912 года) - сейчас санаторий «Днепр»
Охотничий дом князя Ф.Ф. Юсупова
Ялтинская Александровская мужская гимназия
Женская гимназия в Ялте
Ялтинский костёл
О межвоенном двадцатилетии (1920-1940).
В первые годы советской власти гражданское строительство в городах Крыма ограничивалось небольшими домами, которые строили предприятия для обеспечения рабочих жильем. В архитектуре построек 20-х годов сохранились преимущественно стилевые дореволюционные течения — классицизм, модерн. В 30-е годы появился конструктевизм с его стремлением к экономичности и в то же время выразительности и так называемый формализм — стремление к свободе, раскованности в композиции здания, подчинение функциональному назначению[1].
Архитектура Крыма во второй половине XX века
Послевоенная крымская архитектура связана с именами Бориса Исаева, Бориса Кондрацкого, Завена Серапионова, Виктора Мелик-Парсаданова, Анатолия Полегенького, Ираклия Татиева, Майи Мелик-Парсадановой, Валентина Фуклева, Вячеслава Шеремета, Гого Шауфлера, Анатолия Матюнина, Виктора Данилченко, Валентина Пекарского, Ефима Крикуна, П. Старикова, Л. Плахова, Ф. Стреминского, Б. Ябчаника, В. Щербининой, И. Медникова, А. Усык, В. Ковалева. Большая часть этих архитекторов тот или иной период творчества работала к институте КрымНИИпроект. См. «13 крымских архитекторов»
Литература
Основная статья: Крымская литература
Крымская литература — литература написанная крымчанами или литература написанная о Крыме. Русскоязычная литература состоит из трёх пластов: изначально написанные на русском языке произведения, обращенные к общекрымским, русским или общечеловеческим ценностям; произведения написанные на русском языке, но берущие корни в культурах других народов Крыма (например, крымскотатарская диссидентская поэзия); и произведения, переведённые на русский язык с языков крымских или некрымских (например, «Крымские сонеты» Мицкевича) народов.
Исходя из этого, системное изучение крымской литературы следует проводить по схеме, характерной для позднесоветской школы. Каркас курса литературы составляет русская литература (безусловно, не различающая этничности своих авторов), а к этому каркасу примыкает глубоко национальная по сути, но русская по языку литература народов СССР (в нашем случае народов Крыма), с некоторым вкраплением переводной литературы.
Живопись
Обращение к теме крымской природы встречается у множества художников, а также людей искусства известных более по другому таланту (например, канонический набросок силуэта Золотых ворот, выполненный Александром Сергеевичем Пушкином).
В отличие от большинства других направлений в искусстве крымская живопись не простая часть общего дискурса русской культуры, Юго-Восточный Крым дал миру особое художественное направление, называемое Киммерийской школой живописи.
Крым является этаким оплотом «живописи во имя цели, а не живописи во имя новизны» в рамках современной русской живописной действительности. Здесь очень сильна школа реализма, и приверженность ей имеет, как нам кажется, убежденный, почти религиозный, характер. Одним из примеров является неплохой каталог: «Палитра Крыма. Современная реалистическая живопись из коллекции галереи N-Prospect»[2]. Такой вот «ретраградский взгляд» на задачи живописи близок крымскому населению, которое определенно считает художников с местных вернисажей более талантливыми, чем всех деятелей Contemporary Art вместе взятых.
Фотография и кино
Общеизвестна «фотогеничность» крымской природы, общеизвестно и бесчисленное множество крымских фотографов. Рассмотрим здесь лишь тех, кто удостоился пристольного внимания краеведов.
Имя Василия Никоноровича Сокорнова не столь известно, как снимки им сделанные. Уроженец Владимирской губернии, Василий Сокорнов в 1887 году поступил в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи, некоторое время спустя уже добившийся некоторых успехов Василий в связи с тяжелой болезнью переезжает в Алупку.
В Алупке происходит становление Сокорнова как фотохудожника. В начале нового XX века снимки публиковались в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое Письмо». В 1902 году журнал Солнце России дал альбом фотографий В. Н. Сокорнова «Виды Крыма», который имел успех. Более 20 фотографий Сокорнова послужили иллюстрациями к книге известного плодовода-селекционера Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 году и получившей широкую известность среди садоводов России и дальнего зарубежья.
Снимки Сокорнова приобретали различные издательства для исполнения видовых открыток, впоследствии они стали ценнейшими экспонатами, иллюстрирующими жизнь дореволюционной Ялты. Восстановление внутренней отделки уникальной Форосской церкви было бы практически не возможно без фоторабот Сокорнова, запечатлевших настенную роспись, принадлежащую кисти известных художников К. Е. Маковского и А. И. Корзухина.
Большинство работ Сокорнова посвящено природе Крыма — он сам считал своим призванием фотопейзаж. Для фотохудожника был характерен высочайший уровень технического исполнения, смелое новаторство, например, его «Лунная ночь в Симеизе» и другие ночные пейзажи выполнялись днём против солнца. Уникальность «Лунной ночи» состоит в том, что она является последним известным изображением скалы Монах, разрушенной одним из зимних штормов 1931 года
Крымская тема в кинематографе и использование крымских пейзажей как «задника» — суть вещи различные. Вторая — родная сестра крымской фотографии, а первая — литературы. (см Кино в Крыму)
Музыка
Вершиной музыкального величия России XIX века стала пятёрка композиторов, получившиеся прозвание «Могучей кучки». Все пятеро — северо- или средне- русского происхождения. Все закончили свой жизненный путь в Санкт-Петербурге. Были ли они как-либо связаны с Крымом? — весьма вероятно, что они бывали на лучшем курорте страны. Именно так, не более.
Зато такой выдающийся оперный певец как Фёдор Шаляпин отметился даже в крымской топонимике (Грот Шаляпина в Новом Свете).
Нечто вообще о крымской музыке.
Крупнейшим явлением крымской классической музыки является творчества прославленного композитора Александра Спендиарова, живщего в Крыму в 1877—1924 годах (с перырывами). В Крыму создавал свои произведения Алемдар Караманов (1934-2007) — автор музыки Гимна Крыма. В Крыму было создано важное для всех православных славян музыкальное произведение «Прощание славянки», посвященное борьбе славянских народов против Турции в ходе 1-й балканской войны (авторы Василий Агапкин и Яков Богорад, спорн.).
Крымская рок-сцена представлена такими группами как «Абордаж», «Ундервуд», «Сатисфакция», «Собачье сердце». К крымским темам обращались группы «Калинов мост», «Любэ», «Дороги Меняют Цвет».
Организованную форму крымской музыкальной и концертной деятельности являет собой Крымская филармония.
Театр
Основная статья: Театры Крыма
Театральная жизнь в провинции, даже такой живописной как Крым, — это почти всегда заслуга нескольких выдающихся деятелей, которые своей энергией и талантом зажигают «огонь в степи». Крымским театрам есть чем гордиться, артисты симферопольского театра имени Горького отдали свои жизни за Родину в Великой Отечественной войне; этот и другие театры заново родились после войны, став трогательными очагами крымской культуры. Сильными и профессиональными очагами. Тем не менее театралам за пределами Крыма они почти не известны.
Музеи и достопримечательности
Музеи Крыма
Дворцы Южнобережья
Достопримечательности Крыма
Крым исключительно богат музеями, а крымские музеи обильны экспонатами. Причин несколько: богатейшее наследие древних греков и средневековых итальянцев, героические события Крымской и Великой Отечественной войн, любовь русской императорской семьи, высокородной аристократии и бедного, но талантливого дворянства, разночинной интеллигенции к Крыму. А кроме того, богатая диковинными дарами крымская природа.
|