Кры́мские цыга́не, также кры́мы, тата́рские цыга́не — цыганская субэтническая группа, входящая в «большую» группа цыган-рома. Сформировалась в Крымском ханстве. В наше время проживает во многих странах бывшего СССР, в том числе в России. Говорят на собственном диалекте цыганского языка, с лексическими заимствованиями из крымскотатарского и русского языков.
Крымские цыгане сформировалась на территории Крымского полуострова. Формирование крымских цыган происходило во времена проживания на территории полуострова Крымского ханства. Точную дату появления на полуострове цыган определить сложно. Вероятнее всего, цыгане переселялись в Крым различными миграционными потоками с разных мест, что подтверждается следующим: а) различием антропологических типов представителей цыганского этноса б) наличием локальных неодинаковых самоназваний. По мнению ряда исследователей, этот факт свидетельствует и то, что цыгане были разделены на профессиональные различные группы. Вместе с тем, в отдельных трудах дореволюционных ученых профессиональные группы именуются "Кастами" (на индийский манер). Крымские цыгане делились по своими антропологическими типами на две группы. Первая группа - "Рома", вторая - "Гурбет". Происхождение самоназвания "рома" выясненено, а происхождение самоназвания "Гурбет" в настоящее время не вполне понятно. Цыгане, которые называют себя Гурбет, объясняли это самоназвание как перевод слова "тюрок", "человек тюркского племени "," туркмен ".Этим Гурбет хотели связать свое происхождения от тюрок. Язык, Гурбет, - крымско- татарский. Религией Гурбет был ислам. Все же крымские татары несколько изолировались от Гурбет: несмотря на единую веру, они запрещали хоронить их умерших на своих кладбищах. Крымские татары приняли ислам суннитского типа, рядом с которым значительное место в культурной и правовой жизни занимал так называемый народный ислам, т.е. исламизированных народные (в том числе и правовые) обычаи тюрок. Крымские цыгане "рома" имели также два других самоназвания, а именно "кырымитика рома "и" татаритика рома ". В настоящее время распространено самоназвание "Крым". Цыгане - "Рома" также официально считались мусульманами, однако их современники отмечали, что у них "прохладное" отношение к исламу. Взаимоотношением цыган и исламской религии неоднозначно отражено в исследовательской литературе. Имеются сведения о то, что среди цыган были как фанатичные последователи ислама, так и лица, формально приняли ислам. В Крымском ханстве цыгане были обложены податью за непосещение мечетей наравне с караимами и христианами. Во время Второй мировой войны на территории полуострова немецкие власти подвергла геноциду цыганское население Крыма. Очевидцы рассказывают, что благодаря помощи крымских татар прятали цыган, многие из них смогли избежать истребления. Возможно, они помогали цыганам как единоверцам. Каждая цыганская этнографическая группа, включая и крымских цыган, имеет ряд обычаев, в том числе и правовых, которых придерживается неуклонно. Обычаи являются для мужчин-цыган регулятором их поведения как глав семьи или целого рода. Для женщин-цыганок обычаи регулируют, прежде всего, их жизнь в семье отца, а затем - в семье мужа. Крымские цыгане, высоко ценят человеческую жизнь. Как правило, при конфликтных ситуациях они пытаються уладить все ссоры мирным путем. Убийства в крымской среде недопустимы, хотя и бывали конфликты, переходили в драки. Среди крымских цыган (как и в других мусульманских народов) является институт калыма, т.е. выкупа невесты. Крымы очень редко делают похищение невест, однако такие случаи бывают, что объясняется отсутствием средств для уплаты выкупа за невесту. Поэтому девушки-невесты в цыганских семьях находятся под пристальным присмотром родителей. Выкуп за невесту определяет отец невесты. Сумма калыма, внесенного за невесту, становится известной всем цыганском сообществу. Сегодня сумма калыма велика, но она, как правило, фиктивная, поскольку отец невесты тайком позже (иногда на второй день после свадьбы) возвращает часть денег (калыма) или весь выкуп. Однако, приглашая большую сумму, отец невесты получает моральное удовлетворение от осознания того, что цыгане-соплеменники будут думать о получения им за дочь огромного выкупа. У цыган - Крымом получения калыма обязательна, в других цыганских этнографических группах, таких как кэлдэрарэ - не обязательно. В случае, если сватовство между семьями цыган и заключение брака между их детьми невозможно, а жених и невеста имеют взаимные чувства, нередким является выход молодых из лагеря и переезд на несколько лет в другую местность. После того, как у молодой семьи появляются дети, полноценная семья возвращается в лагерь и приходит к родителей жены с целью примирения. Исходя из фактических обстоятельств, происходит примирение семей. Бывало, когда молодые, покидая лагерь, не успевали скрыться, тогда незадачливого жениха наказывали кнутом. В настоящее время Кырым не употребляют в пищу свинину и не пьют вина, как и все мусульмане. Однако разрешенным является употребление свинины в пищу, если Крым находится в местах лишения свободы или проходит службу в армии. Больным также разрешено употребление в пищу свинину. Единственной формой решения какой-либо споры в Крымом является цыганский суд. На цыганский суд выносили все споры как имущественного, так и неимущественного характера. Цыган становится виновным только после того, как это будет признано на цыганском суде. Цыганский суд является примирительных (Посредническим) судом, в котором сторона обвинения оповещает противоположную сторону о дате и месте рассмотрения дела. Уважаемые члены цыганского сообщества заслушивают стороны после провозглашения ими клятвы (Крымы в настоящее время клянутся могилами своих близких родственников, или же произносят клютву на Коране). Если виновное лицо по хозяйственного спора не смогла доказать свою невиновность, тогда суд присуждает ее к выплаты денежного долга в полном объеме. Если есть какие-то сомнения, тогда сумма выплаты назначается невелика. После того как устанавливалось, что цыган лжесвидетельствовал, ему переставали верить в цыганском сообществе. Ранее цыган, уличенных в лжесвидетельстве, даже выгоняли из общины.
В 1944 году крымские цыгане так же, как и крымские татары, подверглись депортации в Среднюю Азию, что было связано с тем, что большинство Крымов в советских паспортах были записаны как татары. Однако уже в 1948-1949 годах они снова стали появляться в Крыму (Крымы не могли удержать специальные поселения репрессивной системы СССР). В настоящее время большинство Крымов живут за пределами Крыма - в Краснодарском крае Российской Федерации, однако существуют отдельные семьи, проживающих на территории Украины, а именно - в Киеве, Житомире, Виннице, Херсонщене. Традиционный род занятий — мелкая торговля, исполнение музыки, разного рода кустарные ремёсла, ювелирное искусство, кузнечество, гадание, попрошайничество (сейчас не практикуется). Цыганские оркестры традиционно обслуживали татарские свадьбы. В наше время музыка и танцы (русских цыган или современные) также являются самым распространённым занятием крымских цыган.
|