Крымология 2.0 Пятница, 26.04.2024, 01:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Караимы
 

Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar; от ивр.קָרָאִים‎ — «караим», букв. читающие) — немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.

Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич, Луцк) и район Тракай в Литве.

Караимы традиционно исповедуют караимизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией [1]), либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском языке[2]. С начала ХХ века оно проводится также на русском[2][3], польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь[4].

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства вКрыму в XV—XVIII веке.

Проблема происхождения и этнической идентичности караимского народа

Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием письменной традиции, подтверждающей тюркское происхождение и наложением исторических и психологических факторов, оказавших воздействие на самосознание самих караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, тем не менее, традиционно исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму или же трактуемую как секту иудаизма. В связи с этим, имеется две основные версии происхождения караимов. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.

Теории этногенеза
«Хазарская» или «тюркская» версия

Эта теория выдвинута в 1846 году российским востоковедом В.В. Григорьевым[5]. Широкую известность получила во второй половине XIX века[6].

Согласно этой теории, караимы являются потомками хазар — тюркского кочевого народа VII—X вв., который принял иудаизм (возможно, караимизм) и среди районов расселения которого был Крым. Данная теория поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих в том числе и генетическое различие между евреями и караимами [7] (см. раздел «Исследования антропологических особенностей»)

Хазарская теория была принята советской наукой [8], официально признанa современными светскими лидерами восточноевропейских караимов, отрицающимм любую связь с евреями и иудаизмом[9], а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «Самоопределение»).

Наиболее активно хазарскую теорию продвигал Серайа Мордехаевич Шапшал. По мнению некоторых исследователей, проводимая им политика деиудаизации караимской религии и культуры привела к ускорению процесса ассимиляции[10].

В то же время часть религиозных караимов в эмиграции, cамый известный из них Гершом Киприсчи, не отрицая тюркских элементов в происхождении караимов, относятся к «хазарской» теории скептически [11].

Некоторые специалисты по истории хазар также подвергают «хазарскую» теорию сомнению[12][13] ,подчёркивая следующее:

караимский язык принадлежит к кипчакской группе, а хазарский (предположительно) — к булгарской, следовательно, между этими двумя тюркскими языками нет близкого родства[14];
хазарский иудаизм был, скорее всего, талмудическим, а в традиции караимизма единственной священной книгой является ТАНАХ, то есть Талмуд не признаётся;
хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о караимах относятся к XIV веку (см. ниже в разделе «История»).

Так, М.И. Артамонов пишет:

[«] Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение [...] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным.[13] [»]

«Кумано-кипчакская» теория

Эта теория выдвинута такими учёными, как Дан Шапиро, Питер Голден и Голда Ахиезер и опирается на следующие факты:

крымский диалект караимского отличается от среднего диалекта крымскотатарского лишь присутствуем гебраизмов
литовский и галицкий диалекты караимского языка значительно отличаются от крымского диалекта караимского
в Золотой Орде был распространен язык, близкий к языку литовских и галицких караимов [10][15]
первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к 1278 году[источник не указан 2290 дней]

Согласно этой теории:

предки восточноевропейских караимов происходят не из Крыма
предки крымских караимов крымчаков прибыли с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), из Византии, и, после падения Константинополя в 1453 году, из Османской империи[10].

По мнению П. Голдена, «караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма».

«Еврейская» версия

Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу евреев и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма Саддукеев, отколовшегося в VIII веке в Багдаде в отдельную религиозную секту.[16].

Эта теория полностью pазделялась самими караимами до конца XIX века. Первым отнёсся к ней скептически известный караимский учёный Мордехай Султанский (1785—1878) в книге «Зехер Цадикким»[17] . В настоящее время эта теория резко критикуется караимскими лидерами[18], в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом[19]. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично [20].

В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму[21].

«Синтетическая» версия

Заслуживает внимания точка зрения великого караимского просветителя И. И. Казаса. Еще в 1869 г., в очерках «Слово защиты» и «Евреи ли караимы» он, отвечая на статьи, опубликованные оппонентами в газетах «Одесский вестник» и «Ведомости одесского градоначальства», писал о том, что в споре об этногенезе караимов следует объективно рассматривать и «хазарскую», и «семитическую» теории. Хотя сам И. И. Казас придерживался семитической теории происхождения караимов, отвергая «хазарскую» теорию в целом и считая её «чересчур смелой», но подчёркивал при этом, что «караимы — не чистокровные семиты». Учёный справедливо полагал, что любая народность «организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных», и был противником применения теории «кровной чистоты». И. И. Казас заметил:

[«] Мы [караимы] считаем нисколько не унизительным для себя происхождение не только от хазар, но и от самых отверженных париев <.. > никакое аристократическое происхождение не может дать несуществующих у нас добродетелей или скрыть наши пороки[22].

Исследования антропологических особенностей

В 1904 году Юлиан Талько-Гринцевич исследовал антропологические параметры литовских караимов [24].

В 1910 году антрополог Витольд Шрейбер проводил антропологические измерения караимских детей и пришёл к выводу, что в расовом отношении они имеют более общего с мадьярско-финской, чем с семитической расой[25],[26]

В 1912 году С.А. Вайсенберг провёл сопоставительный анализ антропологических особенностей караимов, крымчаков и евреев и на основании антропометрических измерений пришёл к заключению о внешнем сходстве между евреями и караимами [27].

В 1928 году С. С. Заболотным был проведён сопоставительный анализ групп крови караимов Крыма и крымчаков в сравнении с евреями:

[«] …уже между собою караимы и крымчаки отличаются по группам крови… Автор допускает возможность отнесения караимов к тюркской группе и приводит данные не только о евреях, но и о различных тюркских народностях. Распределение кровяных групп у караимов и в еще большей мере у крымчаков заметно отличается от такового у арабов, считающихся чистыми семитами, и каждой из обследованных категорий евреев [28]. [»]

В 1932 году на основании исследования групп крови караимов Вильнюса и Тракая, [Сетевой ресурс: pl.wikipedia.org/wiki/Michał_Reicher Михаил Рейхер-Сосновский][29] утверждал:

[«] Что же касается тюркско-татарских народностей, то значительно большее сходство проявляется между ними и польскими караимами, чем между последними и евреями, тут чуваши очевидно наиболее приближаются к польским караимам как в отношении преобладания группы „В“ и в меньшем проценте группы „А“, равным образом, и в значительном проценте группы „О“ (крови).[30] [»]

В 1934 году [Сетевой ресурс: en.wikipedia.org/wiki/Corrado_Gini Коррадо Джини][31] исследовал караимов Польши во всех четырех общинах (во главе масштабной антропологической экспедиции) и Литвы и пришёл к выводу, что польско-литовские караимы антропологически связаны с чувашами и, таким образом, с хазарами и куманами[32].

В 1944 году антропологические особенности литовских караимов были проанализированы Ф. Штайнигером[23], а в 1947 году — Й. Чекановским[33].

В 1963 году А. Н. Пулянос отметил в целом переднеазиатский облик караимов Литвы, отметив небольшую монголоидную у тракайских караимов [34].

В 1965 году В.Д. Дяченко, проанализировав результаты Украинской антропологической экспедиции (1956—1963 гг.) и собранные им материалы о 42 караимах Литвы, сделал вывод об автохтонности караимов Литвы и Крыма[35].

В 1968 году К. Фрид, И. Ландау, Т. Коен и А. Гольдшмидт из Иерусалимского университета на основании генетического исследования групп крови 247 караимов различного происхождения, живущих в Израиле, обнаружили генетическое отличие караимов от окружающего египетского населения в Каире, евреев Багдада, сефардских и ашкеназских евреев, обнаружив определённое сходство между караимами Египта и Литвы и заключив на основании этого, что европейские караимы — в основном, этнические потомки средиземноморских караимов[36].

В 1971 году академик В.П. Алексеев на основании краниологического исследования параметров населения хазарского города Саркел (Нижний Дон) пришёл к выводу, что караимы являются продуктом смешения хазар с местными (крымскими) племенами (такими как сарматы, сармато-аланы, аланы, готы и, возможно, греки)[7]. Впрочем, в связи с тем, что в археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, правомерность этой оценки остаётся под вопросом.[37]

Самоопределение

Определение слова «караим» было одной из главных целей съезда караимского духовенства 18-27 июня 1917 г. Было предложено два варианта и утверждена вторая формулировка[38].

[«] караимами называются люди, принадлежавшие к караимской религии, безотносительно к происхождению[39] [»]

[«] караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступавшие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы Константинопольские, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские).[39] [»]

На общенациональном караимском съезде в Евпатории 28 августа 1917 г. было принято следующее определение[40]:

[«] Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собою объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими Константинопольскими, Иерусалимскими и Египетскими единоверцами. [»]

В 2003 году Всенародным съездом крымских караимов Украины была принята уточнённая формулировка [41]:

[«] Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию. [»]

Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина[42][43].

Взаимоотношения с евреями

Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы[44][45][46], начиная с XIX века среди караимов возобладали тенденции противопоставления себя евреям.

Этому способствовали, возможно, узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением (см. ниже); начиная с XX века эта тенденция ещё более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался ряд ограничений. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что

[«] …караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев, пользуются всеми правами, предоставленными русским, вследствие этого не могут быть взяты в армию взамен евреев. Замена евреев караимами является незаконной. [»]

Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно.

Не следует путать этнических караимов с родственным тюркским крымчакским народом, исповедующими классический иудаизм, а также с частью cубботников, исповедующих караимизм[47]. Во времяВеликой Отечественной войны большинство крымчаков было убито немцами. Караимов, за редким исключением [10], нацисты пощадили (см. Период Второй мировой войны).

Частью еврейского народа считают себя следующие этнические группы, исповедующие караизм:

урецкие караимы, говорят на крымском диалекте караимского языка (см. раздел Караимы в Турции);
египетские караимы, говорят на арабском языке;
караимы, проживающие в Израиле и США (см. раздел Караимы в эмиграции).

История
Крымское ханство

Одно из первых упоминаний этнонима «караим» сделано в описании Кафы в начале XV в. Иоганном Шильтбергером из Мюнхена [13]. По мнению Гаркави, караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа»[8].

Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым), существовала в XIV веке[16]. Главным центром караимов Крыма был Чуфут-Кале[6]; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.

Великое княжество Литовское

Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич[48] после крымского похода в 1392/1397? году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.

Караимы в Российской и Австро-Венгерской империях

Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.

Караимы Галича также добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).

Период Второй мировой войны

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних делТретьего рейха, которое в 1939 г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине. В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — М. Балабан (1877—1942), З. Калманович (1881—1944) и И. Шипер (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении, чем спасли караимов от массового уничтожения[16][49]. В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в Бабьем Яру, в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев[10].

Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, С.М. Ходжаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.

В сентябре 1938 г. Семён Эзрович Дуван предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями.

Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников.[50]

Караимские общины на современном этапе развития
Караимы Украины

Основной религиозной организацией караимов Украины является Духовное управление караимов Украины. Председатель ДУКУ и председатель Высшего совета караимов Украины — Давид Эль]]; Указом Президента Украины он награждён орденом «За заслуги» III степени.

Крупнейшей национально-культурной ассоциацией караимов Украины является «Всеукраинская ассоциация крымских караимов „Крымкарайлар“» (первый председатель — Ю. Б. Коген), которая объединяет 10 областных организаций[58].

Небольшая караимская община «Догунма» располагается также в Киеве. Председатель А. Я. Арабаджи[59].

Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешемом, Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10 [60]

Караимы Крыма

В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах Евпатория, Саки и Феодосия. Евпатория и Феодосия — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории расположена Соборная кенасса, памятник архитектуры XIX века, закрытая при советской власти и заново открытая 13 сентября 2005. Кроме того, в Евпатории находится древняя караимская библиотека «Карай-битиклиги».

С 1996 г. в Симферополе эпизодически выходила газета «Крымские караимы», которая освещала текущую жизнь и историю караимов Крыма, содержит другие материалы. В г. Мелитополе несколько лет существовала караимская страничка при газете [Сетевой ресурс: mv.org.ua «Мелитопольские ведомости»].

В настоящее время в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» к газете «Къырым»[61], действуют Крымская республиканская ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» (председатель — Владимир Ормели)[58] и Крымская республиканская федерация караимов (председатель - Олимпиада Горюнова)[62].

Караимы, наряду с крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.

См. также:

Симферопольская кенасса
Феодосийская кенасса
Евпаторийская кенасса

Караимы Луцка и Галича

В начале XX века жизнь караимов Луцка и Галича была достаточно активной. Так, в 1914 г. в Луцке вышло 2 номера общественно-исторического, литературного и научного ежемесячника «Сабах», а в 1931—1938 гг. выходил журнал «Karaj Awazy» («Голос караима»). Однако к началу XXI века жизнь общины практически угасла.

Нужно отметить, что караимам Галича и Тракая удалось «законсервировать этот [караимский] язык в таком виде, в каком он существовал пять с половиной веков тому назад» [63].

Возле Галича сохранилось караимское кладбище[64].

Известными караимами Луцка и Галича были: Александр Мардкович (поэт и издатель журнала «Karaj Awazy»), Зэхарйа Абрагъамович (поэт) и Абрахам Фиркович.

Караимы в России

Согласно переписи 1989 года, в РСФСР проживало 449 караимов [65].

По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима [66].

В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге 53 караима.

В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:

Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).

В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «Караимские вести» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «Караимской народной энциклопедии».

Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур.

Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.

В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.

Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.

Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.

Караимы в Литве

Основная статья: Караимы Литвы

Караимы компактно проживают в некоторых местностях Литвы со времён Средневековья. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами Магдебургского права.[67]

В современной Литве проживает менее 250 караимов в 3-х организованных общинах: Вильнюс (ок. 150 чел.), Тракай(менее 50 чел.), Паневежис (менее 30 человек). Имеются действующие караимские кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). В Тракае действует Караимский государственный этнографический музей. Время от времени издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с параллельным текстом на литовском и караимском (латинской графикой) языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведёт активную культурную и общественную работу.

Караимы в Польше

В современной Польше проживает 45 караимов (перепись 2002 года) . Караимские группы есть в Варшаве, Кракове, Вроцлаве и Гданьске.

Существует несколько караимских организаций. Издаётся нерегулярный журнал на польском языке «[Сетевой ресурс: www.karaimi.org Awazymyz]», функционирует караимское издательство «Bitik». В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В последние годы значительно вырос интерес молодёжи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.

Караимы в Турции

Основная статья: Караимская община в Турции

Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов[68] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.

Караимы в эмиграции

После Октябрьской революции 1917 определённая часть крымских караимов вместе с войсками Врангеля эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул), а также в Венгрию[69], Чехословакию, Югославию и Болгарию[70].

Караимы во Франции

Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 30-х годов, их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в Париже, Ницце и Марселе. Существовали организованные караимские общины, благотворительные организации, культурные общества.

В годы Второй мировой войны караимы подвергались преследованиям со стороны коллаборационистского режима Виши. После войны, караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, имела место эмиграция в США, Канаду и Великобританию. В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном престарелых, проживающих в Париже или рассеянных по Лазурному Берегу. Организованных общин и караимских организаций нет. Верующие караимы Франции, в основном, придерживаются православия или католицизма. Караимы старшего поколения поддерживают активные связи с караимами на Украине и в России и оказывают им материальную помощь.

Наиболее известным членом общины был караимский меценат Михаил Сарач.

Караимы в США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы и именно здесь находится администрация Международного института крымских караимов. Кроме того, в Дэли-сити, что вблизи Сан-Франциско, действует и караимская кенасса.

Наиболее известный член общины — Валентин Кефели (профессор-биолог, в прошлом — главный редактор газеты «Караимские вести»).

Караимы в Израиле

Начиная с 1960—1970-х годов, в связи с усилиями государства Израиль[источник не указан 2563 дня], наблюдается массовая эмиграция караимов. С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР. Примечательно, что среди репатриантов нет караимов литовского и галицко-волынского происхождения. В 1990-х годах в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ. Среди них — композитор Авраам Кефели, тюрколог Ольга Прик, семья просветителя Давида Гумуша.

На караимов распространяется т. н. «Закон о возвращении», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаюся частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.

Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Тель-Авиве. В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется, под влиянием израильской культуры. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями. Так называемые египетские караимы (около 3000 человек) проживают в Израиле в городе Рамле и посёлке Мацлиах. Среди египетских караимов живёт так же незначительное число стамбульских караимов.

Литература

Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки — Москва, 2003. — 459 стр. ISBN 5-02-008853-6
Д. А. Прохоров. [Сетевой ресурс: commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=4&tek=102&par=74&art=573 Органы караимского конфессионального самоуправления и проблема прозелитизма, межэтнических и межконфессиональных браков в Таврической губернии в XIX — начале XX века (по материалам фонда ТОКДП)]

 

Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (24.05.2016)
Просмотров: 1040 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2019uCoz