Крымология 2.0 Среда, 22.08.2018, 10:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]
krymology1.0 [287]
Связность сайта [3]
k001 Феодосия [9]
k002 Киммерия [0]
k003 Крым [0]
Биографии [4]
Биографии: Память [12]
Селения [52]
Красная книга Крыма [28]
На кириллице (foreign) [8]
НеКрым [8]
2018 [9]
Lifestyle [22]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » krymology1.0

Гаспринский, Исмаил
 

Исмаи́л Гаспри́нский (крымскотат. İsmail Gasprinskiy (Gaspıralı); 8 (21) марта, 1851 — 11 (24) сентября 1914) — крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик, получивший известность и признание среди всего мусульманского населения Российской империи.

Биография

Родился в дер. Улу Сала Ялтинского уезда Таврической губернии в семье офицера русской службы Мустафы Али оглу Гаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази кызы (девичья фамилия Кантакузова). 19.04.1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. И.Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. Не окончив учебы, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 г. жил в Турции. Вернувшись в Крым, он был избран гласным (депутатом) Бахчисарайской городской Думы. С 13.02.1879 г. по 05.03.1884 г. — городской голова Бахчисарая.

С 1879 г. И.Гаспринский предпринимал неоднократные попытки создать собственное издательство газет на крымско-татарском языке «Файдалы эглендже» (1879—1880), «Закон» (1881). С 10.04.1883 г. И.Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую крымско-татарско-русскую газету «Переводчик-Терджиман». Она долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в России, а с началом ХХ в. старейшей мусульманской газетой в мире. Газета просуществовала почти 35 лет и была закрыта 23.02.1918 г.

Через «Терджиман» идеи И.Гаспринского распространялись во многих странах: в России (Татарстан, Башкортостан и др.), Белоруссии, Казахстане, Киргизстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане. Кроме того, газета распространялась в Персии, Китае, Турции, Хивинском ханстве, Бухарском ханстве, Египте, Болгарии, Франции, Швейцарии, США. И. Гаспринский полагал, что его газета более популярна среди иностранцев, нежели среди соотечественников. Материалами издания И.Гаспринского пользовалась печать исламских народов: «Икдам», «Себах», «Гайрет», «Ватан», «Диккат», «Хидмет», «Агонк», «Заман», «Каир», «Нил», «Ахтер», «Наасури».

В 1886 г. наладил издание рекламного приложения к газете «Переводчик-Терджиман» под названием «Листок объявлений». С конца 1905 г. И.Гаспринский начал издавать первый крымскотатарскийжурнал для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»). Это была третья попытка (первые две неудачные он предпринял в 1887 г. — журнал «Тербие», а в 1891 г. приложение к газете «Переводчик-Терджиман» — «Кадын»). В 1906 г. И.Гаспринский добился разрешения на издание первого юмористического журнала на родном языке под названием «Ха-ха-ха». Позже он создал новый еженедельник — орган мусульманской фракции Государственной Думы Российской империи газету «Миллет» («Народ»).

В 1907—1908 гг. в Египте И.Гаспринский выпустил несколько номеров газеты «Аль Нахда» («Возрождение») на арабском языке. Сотрудниками издательства И.Гаспринского в разное время были выдающиеся деятели крымско-татарской культуры: Осман Акчокраклы, Мемет Нузет, Якуп Шакир-али, Усеин Шамиль Тохтаргазы, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Исмаил Лятиф-заде, Сеит-Абдулла Озенбашлы и др. За многолетнюю издательскую деятельность в 1908 г. к юбилею издательства в казанской типографии И. Н. Харитонова был изобретен именной типографский шрифт им. И.Гаспринского.

С именем И.Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. И.Гаспринским были разработаны основы преобразования мусульманской этно-конфессиональной системы народного образования. Его новые методы обучения с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Туркменистане, Таджикистане,Узбекистане, Киргизстане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и Восточном Китае. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа и субъян» («Учитель детей»). С 1887 г. И.Гаспринский являлся членом Таврической ученой архивной комиссии.

В 1905 г. И.Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак эль муслимин» («Всероссийский союз мусульман»). Он был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское оттеление «Иттифак эль муслимин». Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции «Союза 17 октября». И.Гаспринский был активным участником всех съездов «Иттифак эль муслимин». Среди крымско-татарских единомышленников И.Гаспринского известны: Исмаил и Амет Муфтии-заде, Мустафа Кипчакский, Асан Сабри Айвазов, Абдурахман Мемет оглу, Асан Тарпиев, Сулейман Крымтаев, Абдурешит Медиев, Рустам Ахундов, Ибраим Гурзуф, Али Булгаков, Аббас Корбек и др. В 1907 г. И.Гаспринский предложил в Каире созвать Всемирный Мусульманский Конгресс, для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.

И.Гаспринский соял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. И.Гаспринский распространял идеи организации многочисленных «Обществ воспомоществования бедным мусульманам», «Библиотечных обществ» и принимал участие в работе многих из них.

Мировоззренческие принципы и идеи И.Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. И.Гаспринский выступал за эволюционные формы развития общества. Взгляды И.Гаспринского по общественной значимости стоят в одном ряду с идеями выдающихся просветителей и философов Джамалютдина Аль Афгани, Шигабутдина Марджани, Мухаммада Абдо, Гасанбека Меликова Задарби, Махмудходжи Бехбуди и др. И.Гаспринский — автор нескольких художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть — «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелл — «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и некоторые другие. И.Гаспринский явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов.

И.Гаспринский награжден орденами: бухарским «Золотой орден Восходящей Звезды» (III степени); турецким «Меджидие» (IV степени); иранским «Льва и Солнца» (IV и III степени) и «Медалью Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая).

И.Гаспринский умер в Бахчисарае и похоронен на территории Зинджерлы медресе. Памятники И.Гаспринскому установлены в Симферополе и Бахчисарае. Именем И.Гаспринского названы улицы, библиотека.

Ссылки

  • [Сетевой ресурс: dondya1.livejournal.com/ Сетевой ресурс: dondya1.livejournal.com]
  • [Сетевой ресурс: blogo-news.blogspot.com/ Сетевой ресурс: blogo-news.blogspot.com]
  • Гаспринский И. Французские письма.- Симферополь, 2003.
  • Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения.- Симферополь, 1881.
  • Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания.- Бахчисарай, 1896

Статьи о Гаспринском

  • Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению. Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851—1914).- Симферополь, 2000.
  • Ганкевич В. Ю., Шендрикова С. П. исмаил Гаспринский и возникновение либерально-мусульманского политического движения.- Симферополь, 2008.
  • Машкевич А. А. Выдающийся просветитель Исмаил Гаспринский и развитие прогрессивной педагогической мысли народов Востока во второй половине XIX века.- Алматы, 2002.
  • Fisher A. W. Ismail Gaspirali. Model Leader for Asia// Tatars of the Crimea.Their Struggle.- Durham-London, 1988.
  • Lazzerini E. J. Ismail Bey Gasprinskii (Gaspirali): the Discourse of Modernism and the Russians// Tatars of the Crimea. Their Struggle.- Durham-London, 1988.
  • Devlet N. Ismail Bey Gaspirali.- Ankara, 1988.

 

Категория: krymology1.0 | Добавил: krymologycom (25.05.2016)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Права использования «Крымология» © 2009–2018uCoz